Мы ее сделали!

Игорь Степанов
25 ноября 2002, 00:00
  Урал

В Челябинской области экспансии Visa мешает хорошая организация бизнеса российской "Золотой короны"

Наступление Visa в регионах проходит непросто. Некоторые российские платежные системы упорно сопротивляются приходу чужаков. Например, в Челябинской области доминирующая там российская карта "Золотая корона" не только не отдала конкурентам долю рынка, но и укрепила позиции.

Исторически рынок в Челябинской области развивался иначе, чем в Свердловской. Здесь безраздельно властвовала российская система STB-Card, и в августе 1998 года рынок пластиковых карт "схлопнулся" вместе с ее основателем - банком СБС-АГРО. Причем подорвано было главное - доверие населения. С другими российскими системами такого по большому счету не произошло, и им было проще возрождать бизнес после кризиса. Поэтому в Челябинской области рынок обрел второе дыхание только в 2002 году.

Расклад сил здесь существенно изменился. Место лидера заняла система "Золотая корона", она увеличила объемы эмиссии в третьем квартале этого года и довела свою долю рынка с 47 до 51%. Подчеркнем при этом, что "Золотой короне" в Челябинской области приходится работать в гораздо более жестких конкурентных условиях, нежели Union Card в Свердловской. На Среднем Урале, где, казалось бы, и финансовый, и промышленный потенциал больше, Visa занимает сейчас около 15% рынка, а на Южном - более 25%. Анализируя причины динамичного развития "Золотой короны", начальник главного управления банка России по Свердловской области Сергей Сорвин сделал предположение, что дело не только в объективных условиях: "Очевидно, другие российские системы, в отличие от Union Card, проводят достаточно мощную организаторскую работу и мощную рекламную кампанию".

Сколько еще "Золотая корона" продержит пальму первенства, сказать сложно: Visa наступает и здесь. Причем в Челябинской области ей удалось весьма убедительно продемонстрировать свои преимущества не столько перед банками, сколько перед крупными промышленными предприятиями, и привлечь их к реализации зарплатных проектов. Так, в числе клиентов Visa Магнитогорский металлургический комбинат с числом работающих более 70 тыс. человек. А недавно филиал " Автобанка" реализовал крупный зарплатный проект Visa на Челябинском тракторном заводе, выпустив для его рабочих 20 тыс. карт, причем не магнитных, а чиповых.

Кроме того, в Челябинской области у Visa International есть хороший партнер в области технических разработок - челябинская компания "R-line", с которой Visa сотрудничает в течение двух лет. Эта компания занимается разработкой приложений к программным продуктам Visa, в том числе и чиповым: именно "R-line" адаптировала программы системы Visa к внедрению карт VSDC в ООО "ЧТЗ-Уралтрак".

Недаром глава российского представительства Visa International Лу Наумовски считает Челябинскую область одним из лидеров по выдаче карт Visa на Урале. И небезуспешно пытается закрепить победу. В отличие от Свердловской области, здесь меньше самостоятельных банков, которые, как правило, труднее всего убедить отказаться от прежних предпочтений. У той же "Золотой короны" всего три партнера: Челябинвестбанк, АКБ "Челиндбанк"и банк "Дорожник". Лу Наумовски уже перетянул Челиндбанк на свою сторону, "Дорожник" был недавно приобретен УралСибом, у которого есть своя карта - "Аккорд". Таким образом, Челябинвестбанк в обозримом будущем может остаться с "Золотой короной" в одиночестве. Так что и здесь у российских систем непростая ситуация, она заставляет искать пути выживания. А пути все те же - новые финансовые продукты, разработанные под потребности различных категорий горожан.

Так, Челябинвестбанк приступил к осуществлению двух новых разработанных им проектов, которые рассчитаны на массовый спрос. Первый - платежная автоматизированная система "Город", созданная специально для приема наличных платежей от населения за услуги различных служб. В системе можно оплатить счета любых коммунальных служб, теплосетей, Челябэнерго, телефонных сетей, сотовых и пейджинговых компаний. Другой проект Челябинвестбанка - "социальная карта челябинца". Аналог такой карты есть в Москве ("карта москвича"). Карта заменит единый льготный проездной и станет удобной безналичной формой оплаты проезда. Партнерами банка в этом проекте выступают администрация Челябинска и управление Челябгортранс.

Таким образом, функций и "полномочий" у "Золотой короны" в Челябинске станет еще больше. Поставив ее на службу народу, банки очевидно сохранят за собой клиентуру.