Непрерванный полет

Виктор Белимов
9 декабря 2002, 00:00
  Урал

Президент России может ездить куда угодно, только не на Урал

Последние полтора месяца власти субъектов Уральского федерального округа готовились к визиту президента. Сначала предполагалось, что Владимир Путин приедет в Тюмень, к наиболее лояльному губернатору Сергею Собянину. Потом в качестве претендента возник Екатеринбург: только здесь может приземлиться президентский лайнер. Но никто не сомневался: по пути из Москвы в Китай глава государства заглянет пусть не в самый бедный, но тоже небеспроблемный регион.

За пять недель до часа "Х" специально под президентский визит была создана и отзаседалась так называемая Верховная коллегия УрФО в составе руководителей полпредства и уральских субъектов РФ. Челябинцы приготовили к приезду президента тему радиоактивного Теченского водохранилища. Тюмень выходила с проблемами лесной отрасли. Зауралье ждет не дождется утверждения федеральным правительством целевой экономической программы. Свердловская область собиралась поведать о новейших достижениях в стратегическом планировании - схеме размещения производительных сил до 2015 года. В общем, готовились в поте лица.

Весь год профильные для региона федеральные министерства в разной степени игнорировали субъекты УрФО. То в Ханты-Мансийске ждали министра финансов Кудрина , а он не приехал, то кто-то из губернаторов не смог дозвониться до главы Минприроды Виталия Артюхова. Словом, вопросов к федеральному центру накопилась уйма, и официальная повестка совещания с президентом выступала лишь поводом для откровенного разговора с главой государства.

А президент не приехал. И все задумались: случайность это или закономерность?

Многие социально-экономические проблемы уральские губернаторы объясняют населению так: федеральный центр продолжает изымать из нашего бюджета налоговые доходы, денег нет и не предвидится. Кремль со своей стороны обосновывает бюджетный передел необходимостью дисциплинированно рассчитываться по огромным внешним долгам и проводить дорогостоящие реформы естественных монополий, армии, органов управления, судов, ЖКХ и т. д. Перед Минфином и Минприроды стоят задачи государственной суперважности - найти деньги, и без атак на бюджеты, права и полномочия богатых регионов не обойтись.

Москва уже не стесняясь отворачивается от уральских регионов-доноров, а те на правах оскорбленных кормильцев заявляют, что не намерены более раскошеливаться на помощь нищим субъектам и на амбициозные реформаторские планы центра. От глухого недовольства до публичных разоблачений - один шаг. Возможен ли компромисс? Этот вопрос "Эксперт-Урал" задал на днях заместителю руководителя администрации президента Дмитрию Козаку. "Сейчас налог на добычу полезных ископаемых учитывается для всех, - ответил Козак, - считается, что все, что потребляет в форме этого налога Ханты-Мансийский автономный округ, потребляет и вся Россия. Но реально, скажем, в Рязани от этого ничего не имеют. Поэтому данный налог нужно сделать полностью федеральным". Итак, целенаправленная политика изъятия средств будет продолжена. При этом совершенно очевидно, что любой налог, не связанный с добычей нефти, не обеспечит ХМАО нынешний уровень бюджетной доходности.

Так будь вы сейчас на месте президента, прилетели бы на Урал? В этой критической ситуации Владимир Путин принял дипломатичное решение: посмотреть на Урал с высоты полета своего лайнера. И все же, игнорируя губернаторов, федеральная власть, несмотря на благородство реформаторских задач, поступает неубедительно и демонстрирует тем самым свою слабость. Пока нет внятной информации, зачем у регионов-доноров отнимают "лишние" деньги, губернаторы ждут, что рано или поздно федеральный центр признает свою ошибку и пригласит их в президиум реформ. Вот тогда правила игры будут формировать уже они. И самолет президента сам, без особых просьб, прокатится по полю екатеринбургского аэропорта Кольцово.