Время больших

Юрий Немытых
2 февраля 2004, 00:00
  Урал

Федеральное законодательство закрепляет раздел рынка телекоммуникаций между государством и крупным капиталом, не оставляя шанса альтернативным компаниям

Новый закон "О связи" вступил в силу 1 января. Закон рамочный: чтобы он окончательно заработал, в течение двух лет нужно принять 35 подзаконных актов. Нормативная база, к примеру положение о лицензиях, в нем отсутствует. Участники рынка, смоделировав новые правила игры, пришли к неутешительным выводам: при внешней демократичности закон значительно усилил позиции государства на рынке связи (и в качестве игрока, и в качестве контрольно-регулирующего органа), а также обеспечил преференции монополистам. Шансов у небольших компаний не осталось.

Демократия снаружи

Внешне закон "О связи" производит впечатление прогрессивного, изложен в современной терминологии. "Например, в него включена статья о сервитуте (праве ограниченного пользования чужим имуществом. - Ред .). Для нас как для альтернативного оператора это очень важно, поскольку мы часто пользуемся чужими сетями, а юридической основы под этими действиями до сих пор не было", - говорит заместитель генерального директора ЗАО "Форатэк Коммуникэйшн" Александр Ициксон. Новый закон закрепляет правовые основы безбумажного делопроизводства, использование для совершения юридических актов таких средств связи, как интернет и факс. Появились статьи, регламентирующие деятельность IP-провайдеров. Еще один плюс: введено право операторов связи на развитие коммуникаций. Теперь они по закону могут для установки оборудования с целью расширения сетей использовать здания и сооружения других ведомств. До сих пор эта возможность целиком зависела от добрых личных отношений руководства оператора и компании-владельца.

Даст ли большая часть нововведений экономический эффект или останется правильными словами на бумаге, зависит от набора подзаконных актов, сроков их принятия и от того, как они будут выполняться в каждом регионе. Приведем пример. Из нового закона изъяты термины "присоединяющий" и "присоединяемый" оператор. Считается, что этим подчеркивается равенство больших и малых, традиционных и альтернативных игроков. Но на деле неравенство не блокировано. В качестве "присоединяющего" оператора выступают, как правило, владельцы сетей - дочерние компании Связьинвеста, региональные "связьинформы", а в роли "присоединяемого" - альтернативные телефонные компании. И, по словам Александра Ициксона, в Екатеринбурге владельцы сетей продолжают давить на независимые компании, навязывая, например, выгодные для себя условия договоров на пользование сетями или диктуя размеры тарифов.

Монополия внутри

Несколько отрицательных для рынка моментов прописаны в законе четко, и реальность их воплощения у большинства игроков сомнений не вызывает. Существенное отличие нового закона от старого - правила выдачи лицензий. Впервые предусмотрена возможность получения лицензии не по конкурсу, а через прямой аукцион. В законе сохраняется и конкурсный вариант, однако государство, по мнению большинства операторов, не упустит случая максимально пополнить бюджет за счет динамично развивающегося рынка. Хотя бы потому, что условия проведения конкурсов еще не прописаны, а возможность проведения аукционов уже есть. По словам коммерческого директора ЗАО "Уралтел" (дочерней компании МТС) Юрия Вербицкого, закон только закрепляет де-юре устоявшуюся де-факто систему. Минсвязи уже проводило аукционы и без закона. Так получил часть лицензий, например, Вымпелком. Введение аукционов - явный реверанс в сторону крупных компаний, объективно обладающих большими финансовыми возможностями.

- Раздача лицензий на коммерческой основе противоречит декларируемым государственным интересам. С одной стороны, государство пытается бороться с естественными монополиями, такими как Ростелеком, Связьинвест. С другой - принимает закон, который будет монополии усиливать. Сегодня на сотовом рынке три крупных игрока: МТС, Вымпелком и Мегафон. О возможном слиянии двух последних разговоры идут давно. Если это все-таки произойдет, высвободятся частоты, и третьим крупным игроком станет сам Связьинвест. Рынок уже перестал быть открытым, вход для небольших региональных компаний заказан, эти жернова их просто перемелют, - считает Юрий Вербицкий.

Показательно, что уже через три недели после вступления закона в силу компания "Уралсвязьинформ", наиболее преуспевшая в сотовом бизнесе "дочка" Связьинвеста, получила лицензию на развитие GSM-сети в Екатеринбурге и Свердловской области. Теперь государственный игрок присутствует на рынке во всех субъектах УрФО. Как один из вариантов вхождения в рынок Уралсвязьинформ рассматривал покупку работающего оператора - компании "Екатеринбургская сотовая связь". По словам ее представителей, потенциальный покупатель и продавец не сошлись в цене. но сам пример показателен.

Для небольших компаний настали не лучшие времена. Участники рынка отмечают: новый закон в первую очередь усиливает позиции государства на активно растущем рынке. Так, впервые на уровне закона вводятся правила оказания услуг для всех операторов. Как минимум недоумение вызвало у большинства сотовых компаний введение регулирования тарифов и для мобильной связи: государство будет устанавливать границы по принципу "не выше - не ниже". В первую очередь это ударит по тем же небольшим компаниям: они лишатся шанса найти свою нишу на рынке за счет низких тарифов.

Общак для министерства

Своеобразным откатом государству за защиту монопольных интересов можно считать "Положение об универсальной услуге". Универсальная услуга - это минимальный набор средств связи (на пункте коллективного доступа к телефону и в интернет), который планируется обеспечить в каждой географической точке страны с населением более пятисот человек. В бюджете на это денег нет. Поэтому создается Фонд универсальной услуги, который будет формироваться из отчислений всех операторов связи. Объемы отчислений пока не известны, предположительно от 0,5 до 3% выручки. Посчитаем: при объеме рынка телекоммуникаций в 2003 году 12 млрд долларов и отчислениях в 1% объем фонда составил бы 120 млн долларов. Сумма внушительная.

В законе сказано, что в каждом регионе на конкурсной основе будет выбираться оператор универсальной услуги, который и освоит средства фонда. Конкурс, однако, может быть только формальным. Для части операторов, например сотовых компаний, организация коллективных пунктов доступа - деятельность абсолютно непрофильная. Зато "междугородка" и телеграф - основной вид бизнеса Связьинвеста. Так что уже сейчас можно сказать, куда пойдут средства фонда - в региональные "связьинформы". Причем операторам, отчисляющим деньги, право контролировать их целевое использование не дано. Проводить конкурсы и следить за расходованием средств будут региональные структуры Минсвязи. По мрачным прогнозам операторов сотового рынка, средства фонда просто разворуют, поскольку предложенный механизм несовершенен. Но даже если предположить, что все до копейки пойдет на развитие телекоммуникаций, ситуация далека от рыночной. Действительно, утверждают в министерстве связи, средства фонда должны обеспечить расширение клиентской базы. На фоне повышения покупательской способности "социалка" со временем вырастет в дополнительный сектор рынка. Вот только финансировать его создание операторы будут в складчину, а пожинать плоды - избранные.

Еще один принципиально новый момент: с января все абоненты телефонных сетей смогут выбирать между фиксированной абонентской платой за местные разговоры и поминутным тарифом. Возможность выбора, заложенная в законе, играет против операторов: малоговорящие выберут повременку, болтуны останутся на тарифе. "Мы надеемся, что действующие тарифы повременной оплаты будут скорректированы таким образом, чтобы доходы операторов не изменились. Если доходы упадут, это скажется на возможности развивать сети и сервис для абонентов. Сейчас мы работаем над этим вопросом с МАП и Минсвязи", - говорит заместитель генерального директора ОАО " Уралсвязьинформ" Андрей Белобоков.

По словам разработчиков, закон прослужит пять-десять лет (последний работал восемь). При двухлетней задержке внедрения - совсем немного. Это позволяет операторам говорить о его промежуточном характере, о том, что изменения потребуются уже через несколько лет. Зато на ближайшие полтора-два года, пока закон формально будет в силе, но работать без "наполнения" не сможет, единственным арбитром на перспективном рынке окажется министерство связи. За это время государство превратится в наиболее значительного игрока, а спарринг-партнером станет крупный капитал: следы его лоббистских усилий четко видны в законе. Места для небольших компаний, несмотря на красивые слова о "развитии конкуренции" и "открытом рынке", не останется.

Екатеринбург