Торговые сети о кредитовании физических лиц

1 марта 2004, 00:00
  Урал

Рафаэль ШИХОВ, генеральный директор торговой сети "Кардинал" (Екатеринбург)

- В 2003 году мы отметили взрывной рост покупок в кредит. Ситуация вполне закономерная: потребность населения в займах на покупку техники для дома ощущалась уже давно, но до 2003 года банки не выпускали кредитные продукты, которые могли заинтересовать покупателя. Минувший год стал переломным, поскольку банки, сохранив высокие проценты за пользование займом, привлекли к гашению кредита не только покупателя, но и продавца. Именно кооперация банков и розницы вывела на рынок кредитный план "10-10-10" (когда товар продается в кредит на 10 месяцев, при этом первоначальный платеж за товар составляет 10% от его цены, плата за кредит - 10%. - О.В. ) и вместе с этим "выстроила" покупателей в очереди к кредитным экспертам непосредственно в магазинах. Так, в декабре 2003 года оборот по товарам в кредит в Екатеринбурге приблизился к 50% от всего товарооборота, а в городах Свердловской области этот показатель оказался еще выше. Прирост товарооборота по товарам, реализованным в кредит, по сравнению с декабрем 2002 года составил 576%. Само существование продажи в кредит стимулирует спрос, меняет его структуру. Покупатель обращает больше внимания на функциональные характеристики техники для дома, нежели на конечную цену. Стали пользоваться спросом "продвинутые" модели телевизоров, холодильников и стиральных машин. Но настоящий бум на рынке потребительского кредитования еще впереди.

- Все понимают, что кредит под 0% - экономический нонсенс. За чей счет кредит "выходит в ноль"?

- Мы делаем скидку 10% с цены товара, которая позволяет с учетом банковских процентов вернуться к той самой цене, которая указывается на ценнике. В итоге для покупателя получается именно 0% за кредит. Считаю, что мы не вправе комментировать отношения покупателя с банком-кредитором, но отмечу: для нас такая скидка на грани рентабельности, поскольку мы не завышаем цены искусственно.

- Насколько обоснованно утверждение банкиров, что связанное кредитование (кредит, выдаваемый под определенную покупку в конкретном магазине) клиенту менее выгодно, чем обычный банковский кредит, потратить который он может по своему усмотрению?

- Кредитование переживает период роста, и определенные неудобства, связанные с этим, есть. Сегодня для получения кредита покупателю необходимо проходить через кредитного эксперта, а это временные затраты, связанные с заполнением документов, ожиданием ответа из банка, а в дальнейшем - с очередями в кассе банка или в почтовом отделении при гашении кредита. Представьте себе, что за десять месяцев в течение года необходимо выстоять 10 раз по часу в очереди - на практике это действительно так. Получается рабочий день с хвостиком.

Мы надеемся, что в ближайшее время предоставление банковского кредита войдет в "автоматический режим". Инструмент для этого уже активно используется во всем мире - кредитная карта. Для покупателя у "кредитки" два очевидных минуса - единственный кредитный тариф, по которому осуществляется гашение займа, и высокие проценты за пользование средствами банка (ведь розница в погашение кредита свой вклад не вносит, как это принято в целевом связанном кредитовании). На практике и тот, и другой вид кредитования имеют право на жизнь, а выбор необходимо оставить покупателю, который сам решит, что для него важнее: время или деньги.

Станислав ЧЕРНЫЙ, директор розничной сети дома бытовой техники "Норд" (Екатеринбург):

- Кредиты на покупку техники - норма. Уверен, доля продаж в кредит будет только расти. Очевидно, что удачные маркетинговые программы, рожденные банками в ушедшем году, дали стимул рынку. Главное достижение - кредит стал понятен широкому кругу людей. Понятная, простая кредитная программа "10-10-10" оказалась более востребована, чем даже более дешевые кредитные программы. Именно она дала мощнейший толчок рынку летом 2003 года. К примеру, в Каменске-Уральском очередь за кредитом занимали в 6 часов утра.

Я ожидаю в 2004 году значительных изменений на рынке потребительского кредитования. Результатом станут более выгодные предложения для покупателей и торговых организаций. Сегодня рынок потребительских кредитов, на мой взгляд, очень доходен - есть за что конкурировать. А пока, скорее, торговые сети конкурируют между собой за покупателя, нежели банки бьются за работу с торговой сетью.

- А кто, по-вашему, платит за беспроцентный банковский кредит?

- Разумеется, бесплатного кредита не бывает. В этой схеме проценты за покупателя платит торговая организация - предоставляя дополнительную скидку на сумму начисленных процентов. С точки зрения рекламы - все корректно. Сравните стоимость товара за наличный расчет и по нашей программе "Кредиты под ноль", и вы убедитесь: цена на ценнике равна цене по договору.