Диагноз - инвестиционная недостаточность

Инвесторов, на которых рассчитывает лесопромышленный комплекс Урало-Западносибирского региона, отпугивает федеральная тарифная и межбюджетная политика

Свыше 80% продукции уральского лесопромышленного комплекса производится в Пермской и Свердловской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе. По объему производства порядок субъектов федерации именно таков: 48,5% - Прикамье; 16,2% - Средний Урал; 8,2% - ХМАО. Однако по объему инвестиций в леспром и по степени участия в этом процессе региональных властей на первом месте - Ханты-Мансийский округ.

Рост, да не тот

В Пермской области, где работает один из крупнейших в России ЦБК "Соликамскбумпром", динамика лесной отрасли уже несколько лет стабильно положительна. По данным ассоциации "Лесопромышленники Прикамья", если выпуск промышленной продукции за 2000 - 2003 годы увеличился на 137,4%, то "только экспорт пиломатериалов вырос с 73 тыс. куб. м в 2002 году до 139,4 тысячи в 2003-м - на 190,9%", - говорит президент ассоциации " Лесопромышленники Прикамья" Геннадий Лекомцев. Прогресс он связывает с качественным менеджментом предприятий, поддержкой областной администрации и стабильным спросом на продукцию лесного комплекса, как внутри области, так и за ее пределами.

Но для развития пермского ЛПК нужны постоянные инвестиции. По словам Геннадия Лекомцева, в 2002 году объем вложений составил 948 млн рублей, в 2003 году - 1,45 млрд рублей (это собственные и привлеченные средства предприятий, вливания областных властей). Несмотря на столь внушительный рост, картина не идеальна: по оценке главного управления природопользования Пермской области, на развитие необходимо 4 млрд рублей ежегодно.

В основном капиталовложения идут на обновление производственных мощностей для улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. Геннадий Лекомцев рассказывает:

- В прошлом году Соликамскбумпром ввел производство термомеханической массы, которого в России до сих пор не было. На Пермском фанерном комбинате пущен цех по производству ламинированной ДСП, на Пермском ЦБК возрождено производство различных видов обоев. В связи с избытком в области лиственной и низкотоварной древесины необходимо развивать мощности по ее переработке. Чем выше уровень переработки древесины, тем больше требуется финансовых средств, но и последующая отдача выше. Поэтому поиск инвестиций и инвесторов - глобальная задача всех органов управления лесным комплексом.

Но инвесторы, в особенности иностранные, на которых рассчитывает российский ЛПК, на Урал не торопятся. Причины хорошо видны на примере Свердловской области.

Инвесторы не самоубийцы

По данным Уральского союза лесопромышленников, в Свердловской области насчитывается порядка 1500 предприятий ЛПК, из них крупных и средних - около 80, остальные - малый бизнес. Практически все акционированы, 15 - 20% имеют в акционерном капитале долю государства. Не более десяти предприятий ЛПК работают с прибылью: в первую очередь фанерный комбинат ЗАО "Фанком" в Верхней Синячихе и Туринский целлюлозно-бумажный комбинат. Остальные либо терпят убытки, либо сидят на нулевой рентабельности.

Совместных предприятий с зарубежными компаниями, по словам исполнительного директора союза Геннадия Гирева, в области всего два. В Красноуфимске голландцы купили мебельный комбинат и леспромхоз, который будет обеспечивать его сырьем. "На комбинате проводится техническое перевооружение, в леспромхоз пока серьезных средств не вложено. Но раз хозяева одни, будем надеяться, перспектива есть", - говорит Геннадий Гирев. Кроме того, итальянским инвесторам принадлежит крупный пакет акций в ОАО "Юшалинский ДОК" (Тугулымский район), где идет замена оборудования.

Тормозят развитие лесопромышленного комплекса Среднего Урала общие для российского ЛПК беды: межотраслевой диспаритет цен (стоимость, например, электроэнергии ежегодно растет на 20%, а цены на лесопродукцию в среднем лишь на 6%); 80-процентная изношенность основных фондов в отрасли. Главная проблема - транспортировка продукции и тарифы на железнодорожные перевозки, растущие ежегодно на 14%.

Именно из-за высоких железнодорожных тарифов Свердловская область потеряла значительную часть традиционных рынков сбыта. "Раньше существовала система государственного планирования, и основным рынком сбыта ЛПК была Средняя Азия, куда шла и низкокачественная продукция. Сейчас поставки в Азию сократились в десятки раз. Одна из причин - тарифы: за провоз леса в Таджикистан на территории Казахстана надо платить по таким заоблачным тарифам, что проще, наверное, из Америки везти. Плюс к этому, среднеазиатские покупатели неплатежеспособны. Поэтому, по нашим расчетам, перспективы на среднеазиатском рынке в ближайшие 5 - 7 лет нет", - говорит Геннадий Гирев. По его словам, после каждого повышения тарифов Ставропольский и Краснодарский края, Астрахань и Волгоград все меньше покупают сырья на Среднем Урале, ищут более дешевый лес поблизости.

В Уральском союзе лесопромышленников и в главном управлении министерства природных ресурсов РФ по Свердловской области убеждены, что ЛПК может эффективно развиваться только при создании на территории области производств глубокой переработки древесины. В частности, для переработки сырья лиственных пород необходимо построить целлюлозно-бумажный комбинат мощностью 600 - 700 тыс. кубометров с выходом производства около 150 тыс. тонн бумаги в год. "Комбинат стал бы отличным утилизатором и производителем товарной продукции, туда можно свозить березовый баланс со всей области, - говорит Геннадий Гирев. - Иначе он так и будет уходить в дрова, потому что его транспортировка по железной дороге на российские ЦБК невыгодна". Заметим, что область производит как раз около 700 тыс. кубометров березовых балансов, а пермские перерабатывающие предприятия обеспечивают себя сырьем сами.

По расчетам Союза лесопромышленников, на строительство ЦБК необходимо 450 - 600 млн долларов и пять лет. Но российские предприниматели для таких вложений в лесную отрасль пока не созрели, а иностранных инвесторов пугают огромные расстояния (вернее, все те же транспортные тарифы): они сводят рентабельность производства на нет. "Почему иностранцы вкладывают в Карелию? Потому что рядом граница с Финляндией. Почему вкладывают в Архангельск? Потому что там порт: распилил - и на пароход. А чтобы довезти до портов наш лес, нужно за каждый вагон заплатить. Поэтому иностранцы активно инвестируют в леспром Ленинградской области, Карелии, Новгородской, Псковской областей, до Вологды дойдут. А сюда приходят и говорят: да вы что, мы оттуда для себя везем продукцию за 10 тыс. рублей, а от вас получится за 80 тысяч. Зачем нам это надо?" - рассказывает Геннадий Гирев.

Впрочем, в Союзе лесопромышленников уверены: привлечь инвесторов при желании правительства Свердловской области реально. За образец можно взять схему, которую используют финские власти, ее взяли на вооружение и в ХМАО: при реализации инвестиционных проектов государство берет инициативу в свои руки. Например, для строительства целлюлозно-бумажного или целлюлозно-картонного комбината, что предусмотрено программой развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса ХМАО на 2001 - 2010 годы, планируется создать компанию, учредителем которой должны стать администрация округа и инвестор. Уже готово технико-экономическое обоснование, подобрана площадка, разработаны инвестиционные условия. "Надо прямо сказать, что мы сами не потянем строительство ЦБК, поскольку цена такого производства колеблется от 140 млн долларов, если строить небольшой заводик по выпуску гофрированного картона, и до 850 млн долларов, если строить нормальное производство", - объясняет щепетильность окружной администрации заместитель председателя правительства ХМАО по вопросам агропромышленного и лесопромышленного комплекса Валерий Бобылев.

- Администрация области должна взять на себя разработку технико-экономического обоснования проекта, согласование его с экологами, выбор площадки. Инвестору это будет сделать гораздо сложней. В новом ОАО 100% уставного капитала будет принадлежать государству, которое при начале строительства проведет продажу акций под весь объем инвестиций. Властям необходимо потратить на это 5 - 10 млн долларов, но эти инвестиции окупятся, - подтверждает Геннадий Гирев.

Однако, по его словам, такая перспектива туманна: "Леспром занимает 1,5% в экономике области. Очевидно, на эти 1,5% областное правительство им и занимается". Соседям, ХМАО и Перми, повезло больше: у первых есть "нефтяные" деньги, а у вторых - Соликамскбумпром.

Хорошего понемножку

В Ханты-Мансийском АО, где несколько лет назад решили диверсифицировать экономику, стопроцентно зависимую от нефтянки, денег на лесную промышленность не жалеют. По данным департамента инвестиций, науки и технологий правительства ХМАО, за 2000 - 2003 годы господдержка ЛПК округа составила 5,9 млрд рублей. В 2004 году планируется инвестировать 400 млн рублей. Кроме того, правительство округа предоставит гарантии на 1,5 млрд рублей. Финансирование лесопромышленного комплекса идет из различных источников: бюджета развития Ханты-Мансийского АО, средств ГУП ХМАО "Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", а также из Ханты-Мансийского окружного фонда регионального развития.

Администрация ХМАО выделяет несколько наиболее крупных и важных инвестиционных проектов, профинансированных из бюджета развития АО в 2000 - 2003 годах. Первый проект - "Развитие лесопромышленного производственного предприятия ООО "Советсклеспром " (Советский район)" стоимостью 1,8 млрд рублей. Ввод новых лесопильных мощностей в комплексе с сушильным оборудованием и котельными, работающими на древесных отходах, планируется уже в этом году. Завершены работы по монтажу лесопильного завода мощностью 150 тыс. кубометров, ведется монтаж еще трех заводов с выпуском 40 тыс. кубометров каждый. Второй крупный проект, завод по производству клееного бруса (ОАО "LVL-Югра"), запущен в Нягани в сентябре прошлого года: в производство мощностью 39 тыс. куб. м готовой продукции в год инвестировано 1,2 млрд рублей.

Инвестиции идут и в ОАО "Хантымансийсклес". Предприятие занимается лесозаготовками, а также выпуском пиломатериалов, в том числе на экспорт. Всего на проект запланировано потратить 457 млн рублей. Уже приобретены лесозаготовительная техника, деревообрабатывающее оборудование, построены специальные сооружения. Почти 1,3 млрд рублей вложено в предприятие по производству плит MDF (ООО "ЛПК МДФ" в пос. Мортка Кондинского района), еще 1,76 млрд рублей - в региональную лесопромышленную компанию ОАО "Кода Лес".

Примечательно, что "Советсклеспром" и "LVL-Югра" в настоящее время объединены в ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг". Решение о создании холдинга принято администрацией ХМАО в январе этого года, а в начале июня стало известно, что завершается формирование уставного капитала. Как сообщил заместитель председателя правительства ХМАО, председатель совета директоров ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг" Валерий Бобылев, совет директоров холдинга одобрил решение о покупке за 71 млн рублей 50% акций няганьского ОАО "LVL-Югра" и мощностей ОАО "Советский ДОК" у Фонда регионального развития ХМАО. Совершив сделки, холдинг станет владельцем 100% акций "LVL-Югра" и имущества Советского комбината.

В ходе реализации проекта "LVL-Югра" оказалось, что не отработана схема по поставкам сырья на это предприятие. Таким же незащищенным мог оказаться и проект по производству плит с ориентированной стружкой в Советском (стоимостью 2,7 млрд рублей). Чтобы застраховать от сырьевого голода свои "стройки века", правительство округа и организовало холдинг. Теперь предполагается, что подразделения объединенной компании смогут выполнять весь цикл: заготовку, вывозку, транспортировку, распиловку, глубокую переработку древесины.

Как отмечают в департаменте инвестиций правительства округа, господдержка предоставлена предприятиям на платной и возвратной основе, а исполнение обязательств по договорам бюджетного кредита обеспечено залогом имущества, поручительством и банковскими гарантиями. (Правда, в качестве основного инвестора югорского леспрома выступает Ханты-Мансийский банк - уполномоченный банк окружного правительства.) При этом подразумевается, что предприятия будут возвращать вложенные средства не только за счет выхода на окупаемость и прибыль, но в первую очередь за счет продажи долей в проектах иностранным инвесторам, которые проявляют интерес к ханты-мансийскому леспрому. Власти ХМАО во время весенней поездки делегации округа в Финляндию провели переговоры с менеджментом компаний Finnforest Corporation, Metso Panelboard Oy, DINEA Finland Oy и Koskisen Oy. Как сообщили в департаменте инвестиций, руководство Finnforest Corporation заинтересовалось строительством в округе ЦБК и готово принять участие в инвестировании, компании DINEA Finland Oy интересно производство высококачественных клеев для плитного производства, а с представителями Metso Panelboard обсуждался проект по строительству деревообрабатывающего комбината в Советском районе округа.

Однако все это лишь декларации о намерениях: за семь последних лет администрация ХМАО так и не смогла привлечь ни одного стороннего инвестора и вынуждена вкладываться в развитие леспрома самостоятельно. Более того, в свете федеративной реформы Козака, направленной на централизацию налоговых отчислений и укрупнение субъектов федерации, достигнутые договоренности зыбки. Если сегодня по инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийский АО занимает третье после Москвы и Санкт-Петербурга место, то в результате объединения с Тюменской областью рейтинг понизится, да и власти ХМАО больше не смогут выступать гарантом инвестиций иностранных компаний.