Не спит дозорный

В России могут делать хорошее кино - доказано режиссером Тимуром Бекмамбетовым

Этот фильм ждали давно. Еще несколько лет назад молва доносила слухи что отечественные кинематографисты наконец-то собираются экранизировать одно из произведений Сергея Лукьяненко. Уже тогда речь шла о "Ночном дозоре". В те времена, когда в российском кино процветал лишь "бандитский" жанр, подобные заявления выглядели, мягко говоря, голословно. Ведь одно дело снимать уголовные стрелялки с претензией на "наш ответ Тарантино", и совсем другое - отразить на плоскости экрана замысловатый сюжет вышедшего из-под пера Лукьяненко мистического триллера. Тогда мне казалось, что родному кинематографу не потянуть такое еще лет десять. Я ошибался.

Фильм стал веским доказательством того, что в России могут и умеют делать хорошее кино. Отечественный зритель уже устал от разглагольствований на тему безденежья, засилья голливудских поделок и особого пути русской культуры. Уж больно долго наши режиссеры, сценаристы и пр. прикрывались этим набором, скармливая нам откровенную халтуру или клепая экспортные варианты наподобие "Сибирского цирюльника". А потребителям хотелось увидеть на экранах просто добротное увлекательное кино. И черт с ним, с этим забугорным "Оскаром". Нормальные люди ходят в кинотеатры не ради высоких идеалов, они жаждут Зрелища.

"Ночной дозор" вполне оправдывает ожидания. Плотно сбитый сюжет держит в напряжении до финальных титров. Компьютерная графика и спецэффекты вполне на уровне Голливуда, даже учитывая, что многочисленные "Шреки", "Матрицы" и "Человеки-пауки" нас в этом плане развратили. При этом творение аниматоров не становится самоцелью и не заслоняет актерскую игру, коей всегда славилось наше кино. Просто без всех этих наворотов нельзя обойтись: как можно еще показать перипетии борьбы светлых магов и черных колдунов, схватки с вампирами и оборотнями в Сумраке - своеобразной изнанке реальности?

Говоря о фильме, невозможно обойти вниманием первоисточник. Автор сценария и создатель трилогии (пока трилогии), в которую входят книги "Ночной дозор", "Дневной дозор" и "Сумеречный дозор", Сергей Лукьяненко давно знаком любителям фантастики. После отхода от активной литературной деятельности братьев Стругацких, он занял нишу, где творили эти зубры. Как и предтечи, Лукьяненко успешно пробовал свои силы во всех фантастических поджанрах. Из-под его пера выходили космические оперы и вариации на тему альтернативной реальности, фэнтези и иронические пародии. Не чурался автор и новомодного киберпанка. Его серия "Мир Диптауна", посвященная виртуальной реальности, является, пожалуй, единственным российским творением в этом непростом ответвлении на могучем дереве фантастики. При этом, как и Стругацким, Лукьяненко удается удачно балансировать на грани между сугубо развлекательным жанром и так называемой "большой" литературой. Его произведения невозможно назвать легковесными и безыдейными. Это не просто незамысловатая мясорубка на фоне объятых пламенем звездолетов, на которую переводит бесценный лес подавляющее большинство российских авторов.

Итак, о чем же "Ночной дозор". Основная тема - извечная борьба добра со злом. Темные колдуны и прочая нечисть с одной стороны и маги света - с другой. Но, так уж повелось у нас, в фильме нет чистых красок. Под черным всегда скрывается белое и наоборот. Оно и понятно, недаром оба цвета образуются смешением одной и той же палитры. Дело лишь в пропорциях. Поэтому вампиры в "Ночном дозоре" способны на настоящую любовь, а их светлые антагонисты порой бывают безжалостней самого Дьявола. Все персонажи фильма одинаково именуются Иными. Просто кто-то пошел по правому пути, а кто-то свернул на левую дорожку.

Взаимоотношения непримиримых врагов регулирует старинный договор, не дающий развязаться полномасштабной бойне, в которой не будет победителей. Согласно сделке, любая магия строго регламентирована. За этим и следят бойцы светлого Ночного и темного Дневного дозоров. Порядок неизменен на протяжении веков. Но все летит к чертям, когда приходит время явиться в мир новому мессии. И чье войско он поведет к победе, зависит лишь от расторопности магов. Страсти накаляются, когда обнаруживается, что основная фигура в этой сложной партии - маленький мальчик, сын главного героя фильма.

Конечно, для тех, кто знаком с книгами Лукьяненко, сюжет покажется несколько далеким от оригинала. Но невозможно уместить книгу в два часа экранного времени. Поэтому автору пришлось несколько адаптировать свое произведение к кинематографическим реалиям. Это постоянная беда экранизаций. Так в свое время получилось и с братьями Стругацкими. Из футуристического боевика "Пикник на обочине" вышла нудная философская сага "Сталкер", а из пародии на совковое мироустройство "Понедельник начинается в субботу" легковесная комедия "Чародеи". К счастью, создателям "Ночного дозора" удалось сохранить первозданную атмосферу книги, пусть и с некоторыми вариациями.

В общем, получилось добротное, интересное и кассовое кино. Хочется надеяться, что "Ночной дозор" задаст новый качественный тон в отечественном кинематографе, и новые фильмы вытеснят тот не вполне удобоваримый ширпотреб, который клепали десятками на немногих выживших российских киностудиях. Я уверен, зритель оценит подобные изменения. И пойдет в кинотеатры. На наше кино. Кстати, после финальных титров "Ночного дозора" говорится о скором выходе на экраны второй части. Не знаю как вы, а я пойду обязательно.