Достояние республики

Марина Романова
22 ноября 2004, 00:00
  Урал

Владимир Мишарин, начальник отдела театрального искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии - связующее звено между деятелями культуры и чиновниками: много лет он руководил екатеринбургским Домом актера, затем работал в Москве в Союзе театральных деятелей, теперь представляет федеральную исполнительную власть

- В чем задача структурных преобразований культуры?


Владимир Мишарин

- Оптимизация имеющихся ресурсов, прежде всего финансовых. В демократическом обществе каждый имеет право спросить, насколько эффективно расходуются государственные средства. Власть начинает ощущать свою ответственность не только перед президентом, но и перед жителями страны - налогоплательщиками. Если организация способна зарабатывать сама, логично те средства, которые она получала прежде, направить в другие сферы. Многие учреждения культуры (в том числе театры, библиотеки), а также социальной сферы (детские сады) скорее всего останутся в ранге учреждений, государство будет нести за них субсидиарную ответственность.

- Среди театров называют несколько крупных столичных, которые признаны национальным достоянием и останутся на содержании у государства. Как быть с местным достоянием?

- Это решат местные руководители. Мне кажется, в каждом случае решение будет приниматься конкретно. Есть организации, которые финансируются не за результаты деятельности, а за факт существования. Пример в Свердловской области - Ирбитский театр. Старейший, с хорошими традициями, но сегодня его посещает минимальное количество зрителей. Здание простаивает, в то время как горожане лишены возможности видеть или слышать другие коллективы. Как уже неоднократно обсуждалось, целесообразнее его использовать как театрально-концертную площадку. В то же время государство не может не замечать тех, кто выполняет социальные функции, и берет их под свою опеку. Пример - Центр драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина: возник как самостоятельная организация, проявил себя, а с 2004 года стал получать бюджетное финансирование.

- Прежде была одна организационная форма существования культуры, теперь будет три. Что дальше?

- Безусловно, разнообразие форм будет расти. Если не случится каких-то катаклизмов, всегда найдутся люди, генерирующие идеи.

- Каков итог екатеринбургского театрального форума?

- Он был нужен не только для обсуждения внутренних проблем. Он важен тем, что дает возможность государству услышать свой народ. По итогам форума принято обращение, которое обязательно будет рассмотрено в органах власти.