- Виктор Анатольевич, почему решение министров транспорта европейских стран о продлении международного транспортного коридора 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) до Екатеринбурга, принятое еще в сентябре 2003-го, до сих пор не утверждено Европейским Союзом?
- В штаб-квартире ЕС больше бюрократизма, чем где бы то ни было. Они сами признаются в этом, с принятием решений по крупным проектам там тянут годами. Мы пытаемся ускорить процесс.
- А что формально будет означать продление коридора Евросоюзом?
- Политическую поддержку: зарубежные инвесторы получат дополнительные основания прийти на рынок транспортных услуг Екатеринбурга и Урала. Но и без формальной поддержки евроминистров бизнес может работать здесь в своих интересах.
- Называлась изрядная сумма льготных кредитов для развития логистической инфраструктуры вокруг МТК 2, которую должен был выделить под проект ЕБРР...
- У ЕС сейчас сложная внутренняя ситуация, они бюджет-то 2006 года не могут согласовать. По большому счету деньги находятся у частных инвесторов, а не у окологосударственных структур, как ЕБРР, действующих на коммерческой основе. Так что средства на развитие логистической инфраструктуры мы должны зарабатывать сами, привлекать инвесторов. С учетом перспектив Екатеринбурга - моста между Европой и Азией, где происходит слияние евроазиатских транспортных потоков, - деньги европейского бизнеса здесь все равно будут работать. Для этого в столице Урала и создается Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр (ЕАМТЛЦ). Он закроет возрастающую потребность в современных мощностях - как контейнерных, так и по перевалке грузов.
Железнодорожный путь из Азии в Европу значительно сокращает транспортное плечо, сроки и цены по сравнению с морским путем. Сейчас грузы из Китая, например, идут морем до Мурманска, оттуда в Санкт-Петербург и затем по железной дороге расходятся в российские города. Доставка по железной дороге через Екатеринбург будет в шесть раз быстрее. В перспективе должна быть восстановлена транскорейская железная дорога между Южной и Северной Кореями, увеличена мощность железнодорожной переправы из Японии через Сахалин на Дальний Восток, после чего возрастет загрузка Транссиба, увеличится транспортировка грузов и контейнеров по железной дороге в Европу. Эти перспективы становятся все более реальными. Другие связаны с соединением Пермской области через Свердловскую с Ханты-Мансийским округом: подписан протокол между тремя губернаторами, выделяются федеральные деньги на строительство 140 км дороги. Это позволит соединить путь из Сибири, начиная с Кемерово и далее через Свердловскую и Пермскую области, с европейской частью России. Весь этот комплекс дает основания надеяться, что транспортно-логистические услуги в Екатеринбурге получат мощное развитие. Екатеринбург лежит на пересечении важнейших транспортных путей: здесь начинается Транссиб, крупнейшие автомобильные магистрали, расположен аэропорт Кольцово, который стал международным хабом.
В Екатеринбург как логистический центр с Востока и Запада приходят грузы в контейнерах, после перевалки, раскомплектования на более мелкие партии они расходятся по территории всего Урала автомобильным транспортом. Потому здесь нужны мощные транспортные операторы, складские площади, контейнерные терминалы. Сейчас ряд крупных западных компаний обращаются к нам с предложениями о строительстве складских комплексов, крупных логистических центров. И отечественные инвесторы понимают возможности, связанные с развитием логистических услуг.
Рынок транспортно-логистических услуг - самый обещающий по созданию рабочих мест, поступлениям в бюджеты всех уровней. Транснациональные компании начинают в Екатеринбурге строительство сети гостиниц международного класса, крупных торговых комплексов. Для этих проектов будут завозиться товары, оборудование из-за рубежа. Задача областного правительства и городской администрации поддерживать проекты, содействовать бизнесу.
- В то же время участники рынка утверждают, что в Екатеринбурге большая проблема получить землеотвод под строительство складов европейского типа.
- А кто сказал, что нужно строить в самом мегаполисе? Власти близлежащих Березовского, Арамиля, Белоярского района с радостью предоставят землю. Нет непреодолимых трудностей, вы убедите, покажите бизнес-план. FM Logistiс рассматривает возможность прихода, а Frans Maas уже работает, "Юнилэнд-Екатеринбург" строит мощные складские комплексы. Под проект ЕАМТЛЦ тоже выделено 53 га земли, он получает развитие.
- Этот проект реализуется со значительным опозданием, несмотря на то, что среди учредителей и мэрия, и правительство области. Нет стратегического инвестора.
- Сроки наверстаем. Все понимают, что мощный транспортно-логистический центр необходим. Если не найдем крупных стратегических инвесторов (сейчас министерство рассматривает ряд вариантов), будем изучать предложения инвесторов по строительству отдельных комплексов внутри проекта. На первом этапе в первую часть центра, возле железной дороги, нужно вложить около 70 млн евро. Вторая часть - мощный логистический комплекс возле нового аэровокзального комплекса Кольцово, который превратится в крупный хаб как по пассажирским, так и по грузовым перевозкам. Мы привлекаем зарубежные компании, чтобы они летали через Кольцово.
- Как вы считаете, развитие рынка логистических услуг отстает от потребностей города?
- Несколько отстает, хотя рынку нельзя диктовать. Как только появляется потребность и возможность зарабатывать деньги, инвестор приходит.