Сделайте мне лицо

Экономика и финансы
Москва, 23.10.2006
«Эксперт Урал» №39 (256)
Чтобы найти на рынке дешевые и длинные ресурсы, региональным лизинговым компаниям нужно привести в порядок отчетность, найти поручителя и убедить государство пересмотреть налоговую политику

В середине октября Уральский лизинговый центр (Уфа) выпустил информационный меморандум — обязательный документ, предшествующий размещению облигационного займа. Предварительная дата размещения на Московской межбанковской валютной бирже — ноябрь 2006 года. Если все пройдет удачно, компания станет второй в этом секторе на территории Урала, решившей использовать в качестве источника ресурсов корпоративные облигации (первой в 2005 году на рынок вышла «Ханты-Мансийская лизинговая компания — Открытие»). Всего на данный момент на рынке обращаются бумаги семи российских лизинговых компаний.

Как уже отмечал «Э-У», внимание лизинговых компаний к альтернативным источникам финансирования растет (см. «Рубль — здесь, рубль — там», № 33 от 11.09.06). Однако практическое воплощение этого интереса — скорее исключение, чем правило. Что мешает лизинговым компаниям отходить от привычных схем работы — этот вопрос стал темой круглого стола «Альтернативные инструменты финансирования лизинговой деятельности», организованного АЦ «Эксперт Урал» и журналом «Эксперт Урал».

Размер имеет значение

Исторически основным источником ресурсов для лизинговых компаний в России были средства учредителей и банковские кредиты. До поры до времени это всех устраивало. Но рынок не стоит на месте: спрос на финансовую аренду со стороны промышленности, торговли и транспорта растет. Для его обеспечения лизинговым компаниям требуются более длинные и дешевые пассивы. Найти их можно на фондовом рынке. Из всех способов заимствований лизинговые компании чаще всего выбирают три: эмиссии облигационных или вексельных займов внутри страны, размещение кредитных нот за рубежом и привлечение синдицированных кредитов от западных банков. Инструменты разные. Но трудности, с которыми могут столкнуться компании при их использовании, схожи. И первая — обеспечение прозрачности. Инвестор должен понимать, куда он собирается вкладывать деньги:

— Компании предстоит раскрыть о себе большой объем информации. К сожалению, не все готовы к этому. Чтобы выяснить конечных собственников бизнеса, аудиторам приходится проделать немалую работу. Среди прочих эмитентов из числа финансовых компаний в лизинге самые закрытые структуры, — отмечает заместитель генерального директора по аудиту банков, финансовых, инвестиционных и страховых компаний «БДО Юникон» (Москва) Елена Копанева.

Причины кроются в специфике организации лизингового бизнеса. Сегодня это уникальный сектор рынка, который никем не контролируется: институт лицензирования отменен в 2002 году, а саморегулируемая организация так и не создана. В результате любая компания, в уставе которой есть пункт о финансовой аренде, может заключать лизинговые сделки. Отсутствие грамотной отчетности по российским стандартам характерно для большинства лизинговых компаний региона. О международных стандартах и говорить не приходится. «Между тем МСФО — это своеобразное лицо компании, инструмент для общения с акционерами и западными инвесторами», — акцентирует внимание участников круглого стола Елена Копанева.

Помимо наличия отчетности, у менеджмента должно быть формализованное понимание целей развития бизнеса, определены проекты, под которые привлекаются деньги. И конечно, надо реально оценивать собственные возможности. Ведь лизинговая компания — не совсем обычный заемщик.

— На рынке облигационных заимствований есть четкая зависимость объема займа от размера бизнеса, — говорит начальник отдела корпоративных финансов ИФК «Еврогрин» Антон Джуган. — Как, правило, объем одного выпуска составляет треть активов или четверть квартальной выручки. У лизинговой компании нет собственных активов. Поэтому инвесторы оценивают объем лизингового портфеля и сумму лизинговых платежей. От этих показателей во многом и зависит процентная ставка по займу.

Недостаток собственных активов — действительно серьезная проблема. «Чтобы занять много и дешево, необходимо найти соответствующего поручителя. Хорошо, если у лизинговой компании есть крупный собственник, который может выступить в качестве гаранта. Независимые компании, не принадлежащие никакой финансовой или промышленной группе, имеют меньше шансов выпустить облигации на внутреннем или международном рынке», — убежден генеральный директор «Агентства по инвестициям и лизингу» (Ижевск) Александр Солодянкин.

Начни с малого

Однако попробовать все-таки стоит. При этом не обязательно сразу начинать с публичного размещения облигаций или привлечения синдицированного кредита на большую сумму, считает руководитель департамента корпоративных финансов ИК «РФЦ» (Магниторгск) Юлия Ищенко

— Мы предлагаем региональным компаниям среднего уровня попробовать частное размещение корпоративных облигаций.

В этом случае требуется гораздо меньший пакет документов. Клиенты с нашей помощью проходят все необходимые этапы: приводят в порядок отчетность, разрабатывают информационный меморандум, организуют road show и так далее. Следующий этап, выход на публичные заимствования гораздо большего объема, будет гораздо проще.

Участников рынка схема заинтересовала. «Думаю, в ближайшее время мы попробуем выпустить облигации в пределах 20 — 30 млн рублей», –– поделился в завершение круглого стола директор Сибирской нефтяной лизинговой компании (Тюмень) Олег Бердышев.

Между тем ожидаемого результата все это может не принести. Причина объективна — это противоречивая практика применения налогового законодательства в отношении и лизингодателей и лизингополучателей. «У государственных органов очень часто нет единого мнения, как применять нормы закона: департамент налогового и таможенного регулирования министерства финансов может дать разные заключения на одну и ту же спорную тему», — констатирует финансовый директор компании «Европлан» Вадим Константинов.

С точки зрения инвесторов, это дополнительные риски. И если все прочие проблемы лизинговые компании в состоянии снять с помощью консультантов и аудиторов, эта требует консолидации усилий.

К сожалению, лоббировать интересы лизинговых компаний некому: влиятельного профессионального объединения, способного защитить их интересы, нет.

У партнеров

    Реклама