В конце октября в нескольких крупнейших городах России прошла специализированная выставка «Инфоком2006». На одной из площадок, в Екатеринбурге, в глаза бросалось обилие вывесок над стендами: «Электронное правительство» и «Электронный муниципалитет». Правда, на части этих стендов смотреть кроме тощих буклетов оказалось не на что, а кое-где под вывеской «Электронное правительство» предлагались самые обычные ИТпродукты. Но были и интересные новинки. Например, НПО «Уралсистем» представило информационно-аналитическую систему подготовки заседаний «Власть XXI — Правотворчество». Да и сам факт того, что производители используют словосочетание «электронное правительство» как маркетинговый инструмент, свидетельствует: автоматизация деятельности властных органов — тема модная.
Больной вопрос — эффективность
Последние несколько лет спрос на ИТпродукцию со стороны органов власти неуклонно растет. По данным Мининформсвязи, в 2006 году госструктуры будут потреблять до 30% продукции ИТрынка. Между тем профессиональные его участники отмечают: значительные средства, выделяемые на автоматизацию и информатизацию в этой сфере, тратятся не всегда эффективно.
Один из основных негативных факторов, по словам начальника коммерческого отдела «Крона КС» Сергея Барсанова, состоит в том, что решение о внедрении продукта спускается в конкретное ведомство «сверху», при этом «снизу» просто не понимают что к чему. Внедрение ИТинструмента в этом случае еще не означает, что он заработает. Корень проблемы — в кадрах. Директор по региональному развитию Columbus IT Russia Евгений Куликов отмечает: «Чиновники не входят в группу продвинутых пользователей информационных технологий». Генеральный директор «ГалактикаУрал» Сергей Осадчиков добавляет: «Из-за отсутствия профессионалов преимущества информационных технологий зачастую сводятся на нет. Отрадно, что в государственной концепции развития ИТотрасли в России значительная роль отводится повышению квалификации и дополнительному ИТобразованию специалистов, работающих в госструктурах».
Нехватка квалифицированных кадров косвенно породила еще одну проблему: крайне неравномерное распределение средств, выделяемых на автоматизацию государственных органов. Так, в 2005 году затраты десяти из 66 федеральных министерств превысили 90% от всех расходов на автоматизацию, причем шесть ведомств израсходовали около 70% всех средств. Деньги просто идут туда, где готовы их освоить.
Еще одна застарелая проблема: непрозрачный механизм приобретения государственными органами ИТпродуктов. Директор департамента по работе с корпоративными заказчиками компании «RStyle» Константин Корниенко: «В 2004 году запущен центральный интерактивный портал, на котором размещается информация обо всех федеральных и региональных госзакупках. Однако плохо проработанный процесс проведения конкурсов чреват зачастую нечестными результатами». А генеральный директор компании NAUMEN Дмитрий Калаев считает: «При закупке ИТ следовало бы дать привилегии отечественным производителям и использованию программных продуктов с открытыми исходными кодами — это позволит развивать не крупных западных поставщиков, а отечественных».
Муниципалитеты: плюс нищета
В муниципалитетах к «букету» проблем добавляется нехватка финансирования. Показательный факт: в 2002 году городской думой столицы Среднего Урала принята городская целевая программа «Электронный Екатеринбург», рассчитанная на 2002 — 2010 годы. А совсем недавно на четвертой всероссийской научнопрактической конференции «Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы» (она проходила в Екатеринбурге одновременно с «Инфокомом») в докладе фигурировала та же программа, но уже рассчитанная на 2005 — 2010 годы. Почему ее укоротили? Потому что до 2005 года она не финансировалась. На 2006 год по ней запланировано потратить 12,5 млн рублей, общий объем финансирования программы 119 млн рублей.
В этом отношении крайне любопытен доклад директора Обнинского государственного информационного центра Александра Сурнина «Оценка действующего законодательства в области информационных систем». По нему, в ФЗ131 «О местном самоуправлении» есть конкретный перечень того, на что муниципалитеты вправе расходовать средства: информационные системы в нем отсутствуют. Тратить деньги на другие цели разрешено только при бездефицитном бюджете, но муниципалитетов, отвечающих этому условию, в РФ всего 3%. Получается, 97% оставшихся не имеют права на информатизацию. Конечно, на практике большинство умудряются ее финансировать, но чтобы это стало возможно, приходится, по выражению Сурнина, «плотно поработать юристам». По линии ФЦП «Электронная Россия» муниципалитетам тоже мало что достается: МЭРТ предпочитает выделять деньги субъектам РФ.
Про себя
Несмотря ни на что, нужно признать: уровень проникновения информационных технологий в органы власти и грамотность чиновников в этом вопросе существенно выросли. Структура спроса на ИТпродукты со стороны властей качественно меняется. Согласно исследованию CNews Analytics, львиная доля расходов на информатизацию до сих пор приходится на аппаратное обеспечение (в 2006 году — 30%). На оплату услуг связи тратится около 20%, на программное обеспечение — порядка 10%. Однако доля расходов на «железо» сокращается в пользу ПО и интеграции. «Раньше в основном преобладали потребности в вычислительной технике и прикладном программном обеспечении типа бухгалтерского. Затем появилась потребность в сетевых и системноаппаратных решениях. Теперь дело дошло до прикладного ПО самого широкого спектра», — констатирует председатель совета директоров «СКБ Контур» Владимир Косульников.
Как отмечают топ-менеджеры ИТкомпаний, в последние два-три года существенно растет спрос на ИТобразование госслужащих, а также на аутсорсинг техподдержки. Развивается система электронных госзакупок, в том числе и ИТпродукции. Несмотря на то, что ряд проблем в этой сфере не решен, отзывы большинства поставщиков услуг о работе этой системы значительно лучше, чем, скажем, год назад. Но, пожалуй, самый отрадный шаг — постепенный переход от автоматизации внутренних процессов органов власти к информатизации в сфере взаимодействия с населением.
Автоматизация деятельности органов власти вплоть до последнего времени была направлена в основном на внутренние процессы: наладку электронного документооборота, построение баз данных, создание ведомственных информационных сетей. Типичный пример: в свое время власти Екатеринбурга и Свердловской области практически одновременно занялись наладкой видеосвязи между руководителями различных уровней. Рассказывает начальник управления информатизации и телекоммуникации правительства Свердловской области Сергей Толстых: «Раньше глава района для участия в двухчасовом совещании терял целый день, а то и больше (дорога до Екатеринбурга и обратно). Проект начал реализовываться в 2002 году. Сегодня совещания в режиме видеоконференции проходят каждую неделю».
С точки зрения чиновника, это безусловно важный результат. А с точки зрения обычного жителя? Как справедливо отметил один из участников конференции «Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы», критикуя существующие определения электронного правительства, «не вижу тут человека». Похоже, на ветвях власти это поняли. И наряду с внедрением ИТтехнологий, призванных облегчить внутреннее взаимодействие, начали внедрять инструменты, способные принести пользу населению.
Прогресс внушает оптимизм
Наиболее яркий пример — проект «Социальная карта гражданина», уже запущенный в ХМАО и в тестовом режиме отрабатывающийся в Невьянске (Свердловская область). Планируется, что до конца 2006 года каждому пенсионеру и инвалиду будет выдана пластиковая карта, совмещающая функции удостоверения личности и банковской карты. Со временем она позволит пользователям покупать лекарства, обслуживаться в жилконторах, поликлиниках, аптеках, банках, магазинах, оплачивать услуги связи и проезд в общественном транспорте, а властям — отслеживать использование положенных льгот.
Социальная карта гражданина позволит избежать нецелевого использования бюджетных средств
С помощью карт планируется организовать учет выдачи льготных лекарств и обеспечить доступ медицинских работников к персональной информации о пациенте.
В результате должен снизиться дефицит лекарственных препаратов. Кроме того, отпадет необходимость вести истории болезни на бумажных носителях: личная медицинская информация пациента также будет записана на карту. Основной предполагаемый экономический эффект проекта — уменьшение потерь от нецелевого использования бюджетных средств. Дублирование выплат по социальным статьям расходов бюджетов разных уровней, по некоторым оценкам, сегодня достигает 10%.
Еще одно важное направление, так или иначе развиваемое органами государственной и муниципальной власти, — портальные решения. Их суть — сосредоточение максимума разнообразной информации, полезной как владельцу портала, его «контрагентам» в других властных органах, так и населению. Так, на сайте администрации ХМАО можно найти список документов, необходимых при приватизации квартиры, узнать порядок, в котором рационально обращаться в различные инстанции. Помимо этого существует раздел, позволяющий получить информацию о состоянии лицевого счета в расчетноинформационном центре МУП ЖКУ. Есть схема движения городского транспорта.
На сайте администрации Свердловской области размещены рекомендации о возможных путях получения жилья в Екатеринбурге. Описание каждой программы снабжено адресами и телефонами организаций, занимающихся их осуществлением.
Портальные решения — инструмент с неограниченным потенциалом
Портальное решение лежит и в основе программы «Электронный Екатеринбург». С 2007 года заработает новое интернетпредставительство администрации города, которое объединит все муниципальные электронные ресурсы. Функциональным наполнением портала, как рассказал заместитель председателя комитета по промышленности, науке и связи администрации Екатеринбурга Игорь Самсонов, станут автоматизированные информационные системы (АИС), аккумулирующие информацию о различных сферах городского хозяйства. Уже запущена в работу АИС «Единая диспетчерская служба». С ее помощью в режиме онлайн можно получить всю информацию о состоянии ЖКХ города вплоть до конкретного дома. Разрабатываются АИС «Транспорт» и «Образование». Всего программой предусмотрено создание 20 АИС, закончить их разработку планируется к 2010 году.
Кажется, что порталы — не такое большое завоевание. Но только кажется. Собрать максимум информации в одном месте — это только первая стадия создания полноценного портала. Цель его — позволить чиновникам и населению работать с информацией. Как показывает опыт стран, более продвинутых с точки зрения информатизации властных органов, возможности порталов в этом отношении практически безграничны.
В странах ЕС с помощью правительственного портала граждане могут, например, отправить налоговую декларацию, обратиться за вакансией в департамент труда, оформить социальные выплаты и документы (вплоть до паспорта и водительского удостоверения), зарегистрировать автомобиль, подать заявление на выдачу разрешения на строительство или заявление о преступлении в органы охраны правопорядка. Не менее представителен и перечень услуг, оказываемых бизнесу: заполнение налоговых и таможенных деклараций, социальное страхование сотрудников, отчетность в органы статистики, получение различных разрешений, сдача отчетности экологам и так далее. Наши госорганы и муниципалитеты, начавшие с простого аккумулирования информации, сделали шаг в нужном направлении. Теперь главное — развитие.