Удивлять или удивляться

20 ноября 2006, 00:00
  Урал

Эксперименты подскажут, способна ли Пермь производить культурные инновации или она только их потребитель, полагает медиахудожник Сергей Тетерин:

— Возникла поразительная ситуация, которая поставила все с ног на голову. Например, в финансовом отношении. Я свободный, независимый художник, который всегда жил скромно и испытывал недостаток средств. А в последние полгода… Нет, речь не идет о безумных деньгах, просто все это время я имел работу, делал одну или две выставки в неделю: представляете, какой это объем? Мне больно думать, что все это может закончиться. Конечно, Пермь поставила большой культурный эксперимент, деньги здесь есть, это богатый ресурсами край: нефть, газ... Пермь живет в чем-то богаче Петербурга. Но у нас привыкли тратить на традиционное, консервативное, а сейчас вдруг повернулись к инновациям в культуре, к современному искусству. Когда весной все только начиналось, я смотрел критично, многое было непонятно: где чья ответственность, как будет происходить взаимодействие с властями, грантодателями? После западных фондов все это казалось неуклюжим, неправильным. Но сейчас, когда так «прозвучали» 25 — 30 проектов, город взбудоражен. Если будет продолжение, возникнет среда, которая научится не только удивляться, но и оценивать: что хорошо, что плохо. А пока Пермь находится в состоянии удивления: мы поражены, мы такого никогда не видели! До сих пор культурной «сцены» в Перми не было. Возможно, у нас какой-то свой путь. Как художник я должен быть адекватен обществу, в котором нахожусь, нет смысла тупо проецировать на Пермь образцы Вены или Берлина. Важнее понять, в чем душа этого города. Может, мы потребители культуры, а не производители? Программа «Культурная столица» подняла из маргинальных глубин много интересных имен, надеюсь, это не пропадет даром.

Подготовила Лариса Барыкина