Спокойная ниша

12 ноября 2007, 00:00
  Урал

Превратить зоновую связь в отдельное рентабельное направление бизнеса можно. Но ожидать прихода большого количества игроков в сегмент не стоит, считает директор по маркетингу телекоммуникационной группы «Мотив» Константин Брызгалов

— Зачем ваша компания занялась зоновой связью?

— С января 2006-го новые правила оказания услуг электросвязи закрепили порядок прохождения трафика и расчетов между операторами. В частности было установлено, что звонок, к примеру, с мобильного телефона в Серове на стационарный, находящийся в соседнем подъезде, должен проходить через сеть зонового оператора (а на тот момент он был один — «Уралсвязьинформ»). Чтобы не отдавать этот трафик (и часть доходов), мы приняли решение создать свой собственный зоновый узел. У нас было определенное преимущество для этого: сеть DAMPS, основанная на местной нумерации. В свое время мы строили ее исходя из надежности, поэтому во многих городах уже были коммутаторы, привязки к местным операторам связи. Нам оставалось только достроить инфраструктуру там, где ее не хватало. В 2006 году мы получили лицензию на зоновую связь, а в 2007-м стали пропускать зоновый трафик через собственные сети.

— Цель сделать зоновый узел направлением бизнеса ставилась?

— В том числе. Мы — альтернативный оператор, тарифы которого не регулируются государством, в отличие от того же «Уралсвязьинформа». Поэтому смогли предложить более выгодные тарифы на пропуск трафика по зоновой сети операторам, которые в этом нуждаются. К примеру, сейчас нашими услугами пользуются два сотовых оператора.

— Вы отбили затраты на создание зонового узла?

— Пока нет, но до последних октябрьских поправок перспективы окупаемости этого проекта просматривались четко.

— А что конкретно изменилось?

— В октябре правительство разрешило сотовым операторам напрямую соединяться с местными при звонке с мобильного на стационарный телефон, минуя зоновую сеть. Думаю, это решение пролоббировано операторами большой тройки, которым приходилось делиться трафиком с зоновыми операторами.

— А почему им было не создать собственные зоновые сети?

— Это сложно с точки зрения затрат и организации работ. Одно дело, когда мы строим сеть в отдельно взятой Свердловской области, где уже каждую кочку знаем. Другое — в каждом регионе ставить зоновые узлы: это слишком глобальная задача.

— Получается, что с вступлением в силу октябрьских поправок, бизнес на зоновой связи стал менее привлекательным?

— Я бы так не сказал. Часть бизнеса зонового узла (исходящий трафик с мобильных на стационарные телефоны) утратила актуальность. Но звонки со стационарных на сотовые, со стационарного на стационарный в разных муниципальных образованиях все равно будут идти через зону. Так что бизнес-перспективы тут по-прежнему прослеживаются. Мы сейчас активно подключаем операторов местной связи к зоновому узлу. Их достаточно много. Например, практически каждый крупный завод имеет свою собственную операторскую лицензию и базу в несколько тысяч номеров, как заводских, так и гражданских. Насколько быстро мы их подключим, насколько интересными наши предложения окажутся для альтернативных операторов — от этого, в конечном счете, будет зависеть успех зонового узла как самостоятельного бизнеса.

— На этом рынке у вас много конкурентов?

— Нет. Одновременно с нами начали несколько компаний, но они в первую очередь ориентировались на собственную абонентскую базу. Думаю, в дальнейшем их количество не увеличится. Полагаю, большинство компаний, до сих пор не реализовавших лицензии на зоновую связь, этого делать не будут.

— Почему?

— Это достаточно затратно. Необходимо прокладывать каналы, строить коммутаторы, иметь привязки к местным сетям, обеспечивать требования системы оперативно-розыскных мероприятий. При этом сегмент зоновой связи не такой большой по объему, и всем понятно, что с появлением лишнего оператора доходность всех остальных будет падать. Слишком большому количеству игроков здесь будет тесно.

— С вашей точки зрения, возможно создание бизнеса исключительно на зоновой связи? То есть появление компании, у которой вообще нет абонентов, но она оказывает услуги пропуска трафика между операторами?

— Вряд ли. Слишком длинным окажется период окупаемости. На международной и междугородной связи это возможно, потому что там гораздо больший объем трафика. Но даже в случае с дальсвязью все большее значение для бизнеса со временем будет приобретать собственная абонентская база — то гарантированное количество трафика, которые ты можешь получить.

Интервью взял Юрий Немытых