Инкубатор для элиты

Артем Коваленко
26 ноября 2007, 00:00
  Урал

Для Тюменской области характерны высокие социально-экономические показатели и уровень влияния власти на деловые и политические круги. При этом административной элите не с кем конкурировать, что может снизить качество управления

В столицу Западной Сибири я приехал в «красный день календаря» — 7 ноября. На фоне других регионов, где 90-ю годовщину «Великой Октябрь­ской» левые встретили с размахом, в Тюмени праздник представлял печальное шествие тех, кому за 70. Немногочисленные демонстранты ощущали себя неуютно под укоризненными взглядами горожан, периодически бросающих реплики: «Ну и что вам не спится, дедушки? Все же у нас хорошо. Идите уже домой». Митингующие оправдывались: «Да мы из уважения к Ленину вышли, а так-то нас все устраивает». Один из чиновников областной администрации, наблюдавший за процессией со стороны, не на шутку переживал за «старую гвардию»: «У нас и так оппозиции нет, а сейчас и эту последнюю заклюют».

Оппозиции действительно нет: даже в составе областной думы из 34 депутатов — 30 представляют «партию власти». Впрочем, и остальных к оппонентам причислить можно с большой натяжкой: кто-то работал в правительстве области, кто-то трудится в учреждении, к нему близком. Идеологическое единодушие наблюдается и в органах исполнительной власти: там выстроена жесткая вертикаль. Такая структура работает на обеспечение стабильности управления регионом. Может ли она быть другой в субъекте федерации, обеспечивающем две трети нефтедобычи страны, более 90% газодобычи, не менее 25% валютных поступлений от экспорта (без учета поставок в ближнее зарубежье)?

Наследие Собянина

Действующий губернатор Владимир Якушев возглавил Тюменскую область два года назад, оставив кресло мэра Тюмени. Вступив в должность, он заверил, что продолжит курс прежнего губернатора Сергея Собянина, с которым работал до марта 2005 года на посту его заместителя.

Карьерой Якушев обязан прежде всего Собянину. Все началось в 2000 году, когда в Тюменской области стартовала предвыборная кампания губернатора. Тогда против действующего главы региона Леонида Рокецкого, поддержанного ТНК, была выдвинута кандидатура заместителя полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Сергея Собянина. Формально его называли креатурой полпреда в УрФО Петра Латышева, неформально — ставленником Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов: он считался человеком губернатора ХМАО Александра Филипенко. Из нефтяных компаний Собянина поддерживали НК «Лукойл» и «Сургутнефтегаз».

В то время Владимир Якушев работал в Западно-Сибирском коммерческом банке. Кредитное учреждение стало объектом попытки захвата со стороны неких бизнес-структур, которыми якобы руководила супруга Рокецкого. В итоге банк устоял, а Якушев сделался доверенным лицом кандидата в губернаторы Собянина. Вскоре после избрания новоиспеченный глава региона представил на рассмотрение Тюменской областной думы соглашение о единой социально-экономической политике трех тюменских субъектов федерации. Таким образом, Собянин и Якушев, ставший одной из ключевых фигур в команде губернатора, позиционировали себя как представители не только южной части Тюменской области (аграрной и небогатой), но и всей территории «матрешки». Затем Якушев был назначен вице-губернатором, а позже избран мэром Тюмени, опять же при поддержке Собянина.

Заметим, что Сергей Собянин так и не решился на объединение региона. Это понятно: будучи изначально представителем интересов богатых автономных округов, он не мог выступить против них. Институционально Собянин должен был бы дистанцироваться от округов, но не пошел на конфликт и сохранил с их руководством хорошие отношения.

Якушеву тоже удается держать баланс во взаимоотношениях с округами. Автономным образованиям в сложносоставном субъекте предоставлена относительная самостоятельность. Реальность такова: значительная часть средств областного бюджета формируется за счет налоговых отчислений нефтегазовых территорий. Именно перераспределение налоговых потоков позволило значительно повысить доходную часть бюджета (в 2008 году она составит около 89 млрд рублей, 92% поступлений приходится на налоги, в том числе на добычу полезных ископаемых). По сравнению с 90-ми годами это настоящий «денежный дождь», преобразивший не только экономику, но и внешний облик городов региона, причем не только областного центра.

Сегодня Собянин, поменявший кресло губернатора на пост руководителя администрации президента РФ, продолжает курировать регион, теперь уже из Кремля. Как считает заведующий кафедрой политологии Тюменского госуниверситета Владимир Богомяков, его мнение до сих пор сверхвлиятельно, он по-прежнему встроен в структуру тюменской элиты.

Конкуренцию в жертву стабильности

Политическая жизнь Тюменской области во многом регулируется правилами, заданными Москвой. Авторитет и перспективы политических партий и лидеров региона уже не первый год определяются скорее близостью и лояльностью Кремлю, нежели внутренними факторами (степенью поддержки социальных групп, общественных организаций, региональных лоббистов). В этом контексте показательным выглядит высокий уровень влияния на политическую элиту (причем не только в Тюменской области, но и в УрФО) Владимира Якушева. Причин несколько, укажем на одну: группа Госсовета РФ по вопросам совершенствования механизмов исполнения органами госвласти своих полномочий под руководством Якушева определила критерии оценки деятельности глав субъектов РФ. Сейчас губернаторы отчитываются о проделанной работе с помощью этой системы оценок. Кроме того, Тюменская область послужила экспериментальной площадкой для отработки и внедрения в России нацпроектов.

Однако собственную политическую линию руководство региона не проводит. По мнению  доктора исторических наук, профессора Тюменского государственного нефтегазового университета Анатолия Кононенко, Кремль устраивает стабильная Тюменская область: только при таком раскладе можно говорить о высоких процентах для «партии власти» на выборах в Госдуму или президента РФ. Поэтому федеральный центр будет стремиться поддерживать это состояние как можно дольше.

 pic_text1 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Владимир Богомяков считает, что политическая жизнь в регионе всегда была вялой: «непролетарский» он, поэтому ждать бурь не приходится. Оппозиция местным сообществом не востребована: регион достаточно богат, чтобы решать проблемы экономическим путем. Политика здесь — дело чиновников. Тем не менее югу Тюменской области нужна большая самостоятельность. Без голоса регионов построение гражданского общества невозможно, а сейчас их практически не слышно, говорит только Москва.

Чем опасна такая ситуация? По мнению Богомякова, тем, что федеральный центр не всегда учитывает специфику субъектов РФ. Кроме того, в регионе, живущем по «московским правилам», нет реальной оппозиции действующей власти, нет второго политического центра, способного на равных обсуждать важные вопросы.

Между тем региональная власть, какой бы уникальной и эффективной она ни была, не в состоянии посмотреть на результаты своей работы со стороны. А тепличные условия ведут к потере конкурентоспособности. Скажем, в Свердловской области конкурентная борьба идет между региональной властью и администрацией Екатеринбурга. В Тюменской области такая ситуация невозможна.

Элита — а это кто?

Список элиты юга Тюменской области эксперты в основном заполняют именами более или менее крупных чиновников и законодателей: Собянин, Якушев, вице-губернатор Сергей Сарычев, первый заместитель губернатора Сергей Сметанюк, председатель областной думы Сергей Корепанов. Схожа ситуация в Свердловской области: здесь наиболее важные вопросы тоже решает именно административная верхушка. А вот в Челябинской области власть тесно переплетена с бизнесом.

Региональная власть, какой бы уникальной и эффективной она ни была, не в состоянии посмотреть на результаты своей работы со стороны. В тепличных условиях власть теряет конкурентоспособность

Анатолий Кононенко считает, что элита округов, входящих в Тюменскую область, тоже представлена бизнесом — руководством ведущих нефтяных и газовых предприятий. Для юга области эта ситуация нехарактерна: крупного бизнеса здесь нет.

Тюменская элита уникальна сплоченностью. По словам Кононенко, существует неформальный губернаторский клуб, куда приглашаются избранные, где обсуждаются важные вопросы. Подобный клуб когда-то существовал при первом президенте РФ Борисе Ельцине.

Для тюменских политических кругов также свойственна преемственность в кадровых вопросах. Приход во власть человека с улицы исключен. Практически все руководство исполнительных органов власти начинало работать с должностей среднего звена. Благодаря этому выстроенная административная вертикаль работает без сбоев.

Очевидно: от состава элиты зависит характер политики, проводимой ею на конкретной территории. С приходом крупного бизнеса в рамках прогнозируемой диверсификации экономики и при ставке на промышленные сектора элита Тюменской области изменится. Изменится и политическая ситуация. Крупный бизнес так или иначе будет стараться проводить свою линию, а значит, неизбежны дискуссии и рожденные в них новые идеи развития региона.

Пока юг Тюменской области — стабильный и предсказуемый форпост Кремля в Западной Сибири. Он обеспечивает равновесие в тюменской «матрешке» и, соответственно, своевременное поступление «нефтяных денег» в государственную казну. Сейчас эта роль устраивает и федеральный центр, и регион. Но скоро югу придется брать на себя ответственность за развитие территории в целом — диверсификацию экономики, поэтапный переход от статуса экспортно-сырьевой базы к статусу финансово-промышленного центра. Удачно ли пройдут эти реформы? Ответ в немалой степени зависит от того, насколько эффективно элита сможет выстроить диалог с общественными институтами.