Поднимаемся медленно в гору

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
14 июня 2010, 00:00   Урал

Уральские банки опережают федеральные по темпам кредитования. Причина — более активная позиция в сегменте кредитования малого бизнеса

Итоги рейтинга банков Урала и Западной Сибири за первый квартал 2010 года (методику см. в «Э-У» № 47 от 01.12.2008) показывают — долгожданная смена тренда началась. Сектор демонстрирует небольшой, но все же рост кредитной активности. В абсолютных цифрах прирост кредитов составил 12 млрд рублей. 

На малых оборотах

По данным АЦ «Эксперт-Урал», совокупный портфель кредитов корпоративному сектору среди банков региона (без учета Ханты-Мансийского банка) вырос на 2,8%, населению — на 0,5%, малому бизнесу — на 5%. И хотя увеличение корпоративного портфеля продемонстрировала только половина банков, а потребительского — 40%, смена тенденции налицо. (Напомним: по итогам прошлого года совокупный портфель корпоративных кредитов банков региона сжался на 4%, потребительских — на 24%.) При этом региональные банки значительно динамичнее: у федеральных структур рост кредитования в рублях за первый квартал — всего 0,2%, у Сбербанка — спад в 5%.

На наш взгляд, причина в том, что региональные банки активней в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. В кредитном портфеле самостоятельных банков Урала доля этого сегмента — 46%, у филиалов иногородних банков — только 27%. Для региональных банков эта категория клиентов всегда была в приоритете. Косвенное подтверждение дает анализ тематики баннеров 40 банков региона, вывешенных на их сайтах: продуктовая реклама для малого бизнеса занимает второе место (13 баннеров), лишь немного уступая потребкредитованию.    

Счет на процент

Впрочем, незначительный рост кредитной активности не компенсирует потерь в общей доходности банковского бизнеса. За первый квартал 2010 года совокупные доходы уральских банков от вложений в корпоративные кредиты сократились по сравнению с тем же периодом 2009-го на 13%, от вложений в потребительские — на 18%. При этом банки, как и год назад, пытаются минимизировать убытки за счет инвестиций в ценные бумаги: за первые три месяца этого года вложения выросли на 33 млрд рублей (18,4%), а доходы от них по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года — в 3,5 раза.

В абсолютных цифрах подъем доходов от ценных бумаг перекрыл падение доходов от ссудных операций. Но рост издержек по привлекаемым пассивам (в целом на 11%), а также операционных (включая зарплату) привел к тому, что прибыль до создания резервов сократилась на 23%, балансовая — на 33%, а количество убыточных банков увеличилось с 13 до 19. И это только статистика. На деле ситуация может быть еще хуже: как известно, величина прибыли зависит также от объема начисленных резервов, а у нас есть основания полагать, что далеко не все банки создают их в достаточном объеме. Во всяком случае, рост просроченной задолженности в первом квартале опережал рост резервов под просроченные кредиты у 48 банков региона.

Каждый второй банк — Сбер

В качестве одного из инструментов снижения расходов в период кризиса большинство банков рассматривали оптимизацию сетей, которые с таким размахом создавались на этапе подъема. Это могло привести к падению и без того невысокого уровня доступности банковских услуг. В прошлом году мы, стремясь проверить это предположение, проанализировали политику банков региона в этом отношении. К счастью, оно не оправдалось: 28 банков действительно сократили количество точек обслуживания, но другие 28 их, наоборот, нарастили.

В мае этого года Банк России впервые опубликовал статистику числа банковских офисов в разрезе субъектов федерации. В результате мы получили возможность просчитать плотность обслуживания более объективно. Итак, по субъектам федерации, расположенным на территории Урала и Западной Сибири, на 10 тысяч населения в среднем приходится по три точки. Это меньше, чем во многих странах Европы (5 — 6), но больше, чем в Польше и Венгрии (по 1,4), Чехии (1,7) и даже в США (2,8). Однако если не брать в расчет Сбербанк (его доля в общем количестве офисов по-прежнему превышает 50%), то показатель сразу уменьшается вдвое. Лидер по количеству банков — Свердловская область, по количеству банковских офисов — Тюменская, по плотности с учетом Сбербанка — Оренбургская, а без учета — снова Тюменская. В аутсайдерах практически по всем показателям Курганская область: здесь плотность обслуживания без учета Сбербанка — всего 0,8% (ему принадлежит 75% точек обслуживания). Таким образом, воспользоваться преимуществами полноценной конкуренции между банками могут только жители крупных городов, где действуют несколько десятков разнообразных кредитных организаций, а вот в провинции они представлены крайне слабо. Там был и остается зачастую единственным игроком Сбербанк.