АвтоФАС

Александр Попов
18 октября 2006, 19:27

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) сегодня возбудила дело в отношении российских "дочек" компаний General Motors и Nissan: ООО "Дженерал Моторс СНГ" и ООО "Ниссан Мотор Рус". Компании подозревают в ценовом сговоре. В ведомстве подчеркивают, что пошли на эту меру, чтобы предупредить аналогичные действия других игроков рынка

Как рассказал «Эксперту Online» заместитель начальника управления ФАС Тимофей Нижегородцев, «Ниссан Мотор Рус» и «Дженерал Моторс СНГ», предположительно, установили единые расценки на расходные материалы для покраски элементов кузова автомобилей марок Nissan, Chevrolet, SAAB, Opel, Cadillac и Hammer в Московском регионе. По оценке антимонопольных органов, это обстоятельство может свидетельствовать о том, что два производителя установили горизонтальные договоренности, нарушив, таким образом, часть 1-ю статьи 6 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках», которая запрещает хозяйствующим субъектам согласованные действий, которые приводят к установлению (поддержанию) цен.

«Это дело идет уже очень давно, и его суть заключается в том, что ФАС считает наши рекомендованные цены едиными, -- заявила "Эксперту Online" PR-менеджер компании "Ниссан Мотор Рус" Татьяна Натарова. – Мы никогда не нарушали законов и не собирались этого делать. Мы считаем эту ситуацию недоразумением и верим, что все разрешиться в самое ближайшее время». Директор по связям с общественностью компании «Дженерал Моторс СНГ» Ирина Калашникова отсутствовала в офисе, а кроме нее, никто не мог прокомментировать ситуацию.

Это уже второе дело, которое ФАС возбуждает относительно российской "дочки" Nissan. Первое началось еще в начале сентября. Его предыстория такова: летом «Ниссан Мотор Рус» разослала письмо своим представителям, в котором сообщила о введении единой стоимости запчастей и нормо-часов для расчетов страховщиков с дилерами, что объяснялось необходимостью «искоренить конкуренцию» между ними. После этого в ФАС обратились страховые компании, которые указали на факт организации ценового сговора дилеров компании при определении единых тарифов на послепродажный ремонт автомашин. Специалисты-антимонопольщики посчитали, что компания нарушила статью 6 закона, которая определяет «соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию».

Суть претензий такова. По сложившейся практике покупатель автомобиля в официальных салонах заключает договор страхования. Этот договор оставляет за страховщиком право выбора дилера, у которого будет ремонтироваться автомобиль. Разброс же стоимости нормо-часа у дилеров Nissan в Москве составлял от 35 до 55 долларов, что давало страховщикам возможность направлять пострадавшие в ДТП автомобили в те центры, где услуги стоили более дешево. Все это приводило к тому, что у большинства автомобильных марок очередь на ремонт по направлению страховщиков достигала полугода. С введением единых расценок страховые компании теряли возможность экономить на ремонте Nissan, что, естественно, не могло их устроить. Впрочем, вряд ли автовладельцы от такой ситуации могли пострадать.

Кстати, Nissan – не первый производитель, установивший единые расценки на ремонт и техобслуживание. Аналогичные программы действуют у Ford и Renault. Претензий ФАС эти компании пока не получали. С точки же зрения рынка претензии антимонопольного ведомства выглядят просто нелепо, поскольку в Европе цены на техобслуживание и ремонт автомобилей регулирует автопроизводитель. Независимый эксперт рынка Валерий Тараканов подчеркивает: «Покупая автомобиль, вы покупаете и пакет услуг по его сервисному обслуживанию. Стоимость этого пакета устанавливает производитель, поскольку только ему известны стандарты выполнения всех сервисных операций. Соответственно, он имеет право и определять их стоимость».

Однако российское законодательство считает, что автоконцерны не могут диктовать продавцам ни розничные цены на автомобили, ни расценки на их обслуживание. Часть 5-я статьи 6 закона запрещает «координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции». Как следует из текста закона, нарушение указанных требований «является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа».

По словам Тимофея Нижегородцева, по итогам рассмотрения дел ФАС выдаст предписание об устранении нарушений. Если же компании их проигнорируют, то все закончится наложением штрафных санкций от 200 до 500 тыс. рублей. В ФАС сообщили, что рассмотрение дела назначено на 13 ноября 2006 года. После этого можно будет ожидать конкретных решений и действий. «Но это не главное, -- заявил "Эксперту Online" Тимофей Нижегородцев. – Мы рассчитываем, что за счет возбуждения этих дел дадим рынку сигнал о том, что мы следим за ситуацией. И будем делать все для того, чтобы деятельность производителей не приводила к ограничению конкуренции. Не секрет, что подобные нарушения можно найти и у других производителей».

"На мой взгляд, позиция ФАС имеет правовое основание. Дело в том, что, устанавливая единые цены для конечных потребителей услуг -- автомобилистов, Nissan фактически лишает владельцев автомобилей этих марок возможности выбора сервисных станций, а дилеры не смогут конкурировать, используя, например, такой эффективный прием, как скидки. Потому меры, принимаемые ФАС, вполне логичны", -- говорит заведующий отделом правовой информации журнала «За рулем» Сергей Смирнов.

Итак, этот случай весьма неоднозначно оценивается экспертами. Между тем в автобизнесе есть более явные случаи сговора, о которых ФАС говорит мало или не говорит совсем. Например, сговор между банками, выдающими кредит на автомобиль, и страховыми компаниями. Если заемщик получает автокредит в банке, он должен застраховать свою машину только в указанных банком страховых компаниях. Обычно более дорогих и неповоротливых. Другой случай -- между страховыми компаниями и отдельными автосервисами. Страховые компании направляют поврежденную машину автовладельца лишь некоторым официальным дилерам. Но ФАС пока отвечает только на запросы страховщиков.