Кино в массы!

Анастасия Малахова
24 октября 2006, 20:23

Борьба за зрителя привела кинотеатры к симбиозу с торговыми центрами. Сами кинотеатры получают до 40% доходов от расположенных в них кафе. На сочетании хлеба и зрелищ киносети растут со скоростью 30% в год и к 2010 году собираются на IPO. Не успевает за этим ростом только качественное российское кино

На сегодняшний день количество современных кинотеатров в России составляет 564 (из них 82 в Москве, 26 в Питере, 14 в Новосибирске и 11 в Екатеринбурге), а количество кинозалов вообще вдвое больше (1111). Сейчас рынок делят несколько сетей – «Каро Фильм» (8,1% рынка по количеству залов), «Формула кино» (4,3%), «Киномакс» (4,2%), «Кронверк Синема» (3%) и др. За год прибавляется примерно 30% новых кинотеатров, а вот рост посещаемости составляет всего лишь 5-7%. Соответственно, рост выручки идет через рост стоимости билета.

Конкуренция в отрасли нарастает. Современные кинотеатры не только появляются, но и исчезают. Например, за последнее время в Москве закрылось четыре кинотеатра. «Открытие новых успешных кинотеатров ведет к закрытию современных, но малоуспешных», - признает гендиректор сети "Киномакс" Александр Макаров. Если раньше кинотеатр нового формата становился своего рода меккой и неотъемлемой частью нового стиля жизни, то сейчас это просто развлечение и надо соответствовать запросам клиента. Тем не менее кинотеатр давно перестал быть просто местом просмотра фильмов - люди приходят в него для того, чтобы полноценно провести свой досуг, поэтому кинотеатры оснащены многочисленными фастфудами и игровыми зонами.

Та же борьба за зрителя привела кинотеатры к симбиозу с торговыми центрами. Если в 2000 году в торгово-развлекательных комплексах (ТРК) был только один кинотеатр, то в 2002-м - уже шесть кинотеатров, а в 2006 году их количество увеличилось в 9 раз и составило 50. За первое полугодие 2006 года количество экранов, открытых в торговых центрах, составило 71,2% от общего числа. А доля таких экранов в общем количестве современных российских экранов сейчас равна 32,5%. По словам президента компании «Киномакс» Бориса Асриева, в таком сотрудничестве выигрывают обе стороны – кинотеатры обеспечивают дополнительный приток посетителей в ТРК, а выгодное расположение кинотеатра в «эпицентре» движения покупателей в торговых комплексах становится причиной посещения первого, соответствуя формуле «шопинг плюс кино».

Эта формула используется и в бизнесе самих киносетей. По словам Александра Макарова, около 40% доходов сети – это доходы от общепита: кафе, ресторанчиков и т. д. Еще 10% приходится на игровые автоматы, рекламу. И только оставшаяся половина поступает непосредственно от показа кинофильмов.

Вместе с тем, как признает Макаров, рынок кинопоказа еще очень далек от насыщения. Например, неисчерпаемой бездной является рынок Подмосковья. Поэтому киносети не собираются останавливаться на достигнутом, а некоторые в недалеком будущем собираются выходить на IPO. «Киномакс», например, планирует это к 2010 году. С таким же заявлением выступила и сеть «Кронверк Синема».

Только до малых городов современные сети даже тогда не доберутся. По мнению гендиректора "Невафильма" Олега Березина, объяснить это просто – нет экономической выгоды, нет и кино. Низкий уровень жизни в регионах и элементарная нехватка потенциальных зрителей не способствуют развитию: «Чтобы кинотеатр окупался, необходимо, чтобы в городе проживало не менее 50 тысяч человек, которые ходили бы в кино хотя бы два раза в год», - говорит Березин. По его оценке, средняя цена билета в кино по стране составляет от 5,3 до 8 долларов. Если в Москве такая цена людей не остановит, то в регионах явно окажется препятствием на пути развития сетей. Поэтому будущее российской глубинки с точки зрения охвата важнейшим из всех искусств весьма призрачно: «Не думаю, что мы когда-то повторим историю с сельскими кинотеатрами, как это было в советское время. Сейчас уже недостаточно белой простыни и мигающего изображения».