Нижняя палата парламента Чехии выразила недоверие правительству. Это произошло впервые. В доверии кабинету отказали 99 парламентариев, в его защиту выступили 96.
Кабинет Мирослава Тополянека должен подать в отставку. По словам самого премьера, правительство уйдет не ранее будущей среды.
Кризисная ситуация возникла в связи с тем, что в парламенте Чехии нет абсолютного большинства, две ведущие партии – Социал-демократическая и Гражданская демократическая партия (либерально-консервативного толка) – делят голоса почти пополам. Для создания большинства каждая из них стремится к формированию коалиции с мелкими партиями, прошедшими в парламент.
Напомним, на протяжении вот уже нескольких месяцев в этой благополучной европейской стране не удается сформировать нового устойчивого правительства.
Первые скандалы разразились еще в июне, непосредственно перед выборами, когда высокопоставленный чиновник МВД под большим секретом сообщил нескольким депутатам, что социал-демократы якобы сотрудничают с криминалитетом. Эта закрытая информация моментально попала в СМИ, и шансы Социал-демократической партии на выборах резко снизились, вспоминает источник «Эксперта Online».
В итоге победу на июньских выборах в нижнюю палату одержала правоцентристская Гражданская демократическая партия - 35,5% голосов, второе место заняла Чешская социал-демократическая партия - 32,5%, на третьем месте оказалась Коммунистическая партия Чехии и Моравии - 12,8%. Пятипроцентный барьер преодолели христианские демократы – 8%, впервые в парламент прошла партия зеленых. Президент республики Вацлав Клаус поручил лидеру Гражданской демократической партии Мирославу Тополянеку сформировать новое правительство.
Две крупнейшие партии договорились о том, что премьером станет лидер гражданских демократов, а спикером – представитель Социал-демократической партии. Но после назначения премьера Гражданская демократическая партия нарушила договоренности и не поддержала кандидата от социал-демократов на пост спикера парламента страны. Разразился кризис.
Основная проблема в том, что как только начинается формирование коалиции, всплывает информация о прежней хозяйственной деятельности политиков, их прежних ошибках и злоупотреблениях, поэтому коалиционное правительство сформировать окончательно не удается, отмечают наблюдатели.
Пражские эксперты говорят, что представители двух ведущих партий питают друг к другу личную неприязнь. «То, что сейчас происходит на чешской политической сцене, – полный кошмар», - заявляют они.
Каков же выход из создавшейся ситуации? Чехия – парламентская демократия, поясняет «Эксперту Olnine» Николай Бухарин, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. Причина кризиса - пропорциональная избирательная система, когда состав правительства определяется соотношением сил в парламенте. По его мнению, необходима мажоритарная система. Такой шаг Чехия попыталась сделать еще во времена Вацлава Гавела, но малые партии, которые теряли перспективы, выступили против, и президент наложил вето на законопроект.
«Сложно внести изменения в избирательную систему сейчас. Но партии могут договориться», - считает он. Если попытка прийти к консенсусу будет предпринята, то итог будет зависеть от позиции Коммунистической партии Чехии и Моравии, третьей на политическом олимпе страны.
Между тем в Чехии ожидают, что президент воспользуется правом назначить нового премьера. Согласно конституции, глава государства не ограничен сроками принятия отставки и назначения нового кабинета министров. Сегодня стало известно, что Клаус не сделает этого до конца октября, когда состоятся выборы в сенат и местные органы власти.
Что может сделать президент сегодня?
Несмотря на большой авторитет, Вацлав Клаус не может создать правительства, но способен повлиять на лидеров партий, заставив их заключить пакт.
По мнению Бухарина, возможны и другие варианты развития событий: самый постой – роспуск нижней палаты и назначение новых выборов. Но, как подчеркивают источники «Эксперта Online» в Праге, такой шаг, по конституции, возможен лишь после того, как палата трижды выразит недоверие правительству. Скорее всего, досрочные выборы все же состоятся, но через 6-9 месяцев.
Возможен также вариант формирования технического правительства: президент имеет право обратиться к любому чешскому чиновнику или бизнесмену, пользующемуся авторитетом большинства парламентариев, с поручением сформировать кабинет на 6-9 месяцев. Такой опыт у республики уже есть.
На сегодняшний день ситуация в Чехии тупиковая, полагает Николай Бухарин.
Вместе с тем экономика страны успешно развивается: темпы роста составляют 6%, что значительно выше среднеевропейского, уровень жизни высок. Это обусловлено тем, что 60% продукции страна экспортирует, в том числе и в Россию. К тому же конкурентные преимущества перед остальными странам Евросоюза – сравнительная дешевизна рабочей силы и сравнительно дешевые энергоносители. 70% экономики составляет иностранный капитал, что гарантирует независимость от политических коллизий.
Сегодняшняя ситуация в Чехии напоминает кризис, разразившийся на минувшей неделе в Польше, где партия «Права и справедливость» Ярослава Качиньского не получила абсолютного большинства в парламенте, поэтому была вынуждена создавать коалицию с популистской «Самообороной» Анджея Леппера и национал-католической Лигой польских семей Романа Гертых. Дружба продолжалась всего пять месяцев, а потом все рухнуло на почве обсуждения проекта бюджета-2006. Коалиция распалась. «Право и справедливость» приступила к формированию новой коалиции, пытаясь расколоть «Самооборону», предлагая посты в правительстве и деньги. Разразился скандал. Польшу ожидают новые выборы в Сейм, но и на них, по мнению политологов, ни одна партия не сможет получить абсолютного большинства.
Европейские наблюдатели отмечают, что политическая нестабильность – неотъемлемые болезни демократии, которых не избежать бывшим социалистическим странам, вступившим в Евросоюз. Запад требует немедленного выполнения критериев ЕС, не понимая, что общество в этих странах ко многому еще не привыкло: во власть избираются случайные люди, до достижения стабильности далеко. Здесь еще не создано жестких партийных структур, наверх прошли случайные люди, нет четких политических убеждений, коррупция, а менталитет с трудом привыкает к новому миру.