«Бизнес» закроют, «Секрет» продадут

Андрей Борзенко
30 ноября 2006, 20:25

ИД «Секрет фирмы» не смог продать газету «Бизнес». Газету закрывают, а «Секрет фирмы» продолжает слияние с «Коммерсантом»

Сегодня деловая пресса распространила заявление президента ИД Родионова Алексея Волина о том, что его компания вопреки предварительным договоренностям не намерена покупать входящую в «Секрет фирмы» ежедневную газету «Бизнес». Из осведомленного источника стало известно, что причинами, побудившими ИД Родионова отказаться от идеи приобретения «Бизнеса», явились не только результаты независимых аудиторских экспертиз, но и возникшие у покупателей проблемы со свободными средствами.

Срыв сделки не должен помешать руководителям «Секрета фирмы» договориться о продаже остальных активов -- интернет-издания «Газета.Ru», а также журналов «Все ясно», «Имеешь право» и «Секрет фирмы» -- Алишеру Усманову. Пока договор не подписан, стороны отказываются комментировать сложившуюся ситуацию, однако по данным, сколь неофициальным, столь и надежным, сделка все же близка к завершению. Газета «Бизнес» уже почти окончательно выведена из состава издательского дома и преобразована в ООО, что было предусмотрено условиями предполагавшейся сделки с ИД Родионова. После того как Алексей Волин через СМИ заявил об отмене покупки, нынешним акционерам «Бизнеса», скорее всего, придется закрывать газету, но на переговорах с «Коммерсантом» это никак не отразится.

Поскольку ситуация на рынке позволяет издателям рассчитывать на выгодную продажу активов, руководители «Секрета фирмы» Александр Локтев и Юрий Кацман заинтересованы в скорейшем завершении процесса продажи ИД. Появившаяся информация о том, что сумма сделки составит порядка 30-50 млн долларов, по-прежнему не находит ни официального подтверждения, ни опровержения, что объясняется договоренностью сторон. Сумма в 50 млн кажется явно завышенной, если сравнивать с ориентировочной реальной рыночной стоимостью «Секрета фирмы». По оценкам участников рынка, стоимость ИД не должна более чем в два раза превышать его годовой оборот, оцениваемый в свою очередь приблизительно в 13 млн долларов. Странно было бы предположить, что, заплатив за прибыльный ИД «Коммерсантъ» сумму, в два с половиной раза превышающую оборот компании, Усманов купит убыточный «Секрет фирмы» за относительно большие деньги.  

Главным объектом сделки безоговорочно признается «Газета.Ru», при этом распространено мнение, что исключительно интернет-проект по-настоящему и нужен «Коммерсанту» -- как сильный сетевой ресурс со сформировавшейся командой, которому не хватает только инвестиций. Однако по другим данным, из активов «Секрета фирмы» только газета «Бизнес» изначально не представляла интереса для Усманова. Журналы же при всей своей убыточности могут представлять определенный интерес для покупателей. По мнению одного из участников процесса купли-продажи, еженедельник «Секрет фирмы» ориентирован на проблемы управления, то есть претендует на нишу, не освоенную ИД «Коммерсантъ». «Все ясно» устраивает покупателей по содержанию и уровню команды, но требует дополнительных рекламных вложений. Если сделка состоится, то «Все ясно» должен дополнить линейку ежемесячников ИД «Коммерсантъ», сейчас представленную журналом «Автопилот».

Кроме того, ИД «Секрет фирмы» может предложить покупателям налаженные технологии в книжном бизнесе: успех книг Игоря Рабинера о футбольном клубе «Спартак» и Валерия Панюшкина -- об опальном олигархе Ходорковском, журналистская публицистика читателями неизменно востребованы.

Помимо ИД «Секрет фирмы» в холдинг Усманова могут в ближайшее время войти еще телеканал «7ТВ» и новая радиостанция.