45 минут из жизни Онегина

Анастасия Малахова
30 января 2007, 18:36

Московский режиссер Вячеслав Спесивцев с февраля приступает к необычному эксперименту -- в двух московских школах вместо привычных уроков русской литературы будут «давать спектакли» по классическим произведениям русской литературы. Цель эксперимента -- вернуть угасший интерес московских школьников к классической литературе. Однако, по всей видимости, одним театром здесь не обойтись.

В рамках проекта театр поставил десять произведений российской классической литературы, входящих в обязательную школьную программу: «Это "Евгений Онегин", "Горе от Ума", "Ревизор", два спектакля по Островскому, "Вишневый сад", произведения Тургенева и Есенина», -- рассказал о своей инновации в области педагогики Вячеслав Спесивцев «Эксперту Online». Кстати, эксперимент приурочен к Году ребенка, каковым официально объявлен наступивший год.

«Мои коллеги, когда услышали об этой затее, говорили мне "Ты с ума сошел!" Современные дети порой так неадекватно начинают реагировать на спектакль, что артисты не знают, как играть. Именно поэтому зрителя надо воспитывать, причем на его же материале! Не все же дискотека!» -- объяснил свой замысел Спесивцев. По его словам, школьники не ходят в театр по нескольким причинам: теракты, дорогие билеты и зашкаливающий модернизм постановок: «Режиссеры иногда так ставят спектакль, что не поймешь, где Онегин, где Татьяна! В результате театр перестает быть кафедрой», -- говорит режиссер.

Каждый спектакль будет укладываться в 45 минут – точное время школьного урока. По словам режиссера, глобальная цель инициативы – раскрыть перед ребенком возможности литературы и театра, открыть перед ними духовность классики: «Школьники в возрасте 10--16 лет не испытывают особого интереса к "обязательной литературе", ведь большинство этих произведений написаны для взрослой аудитории. В результате подлинный художественный смысл российской драматургии для них так и остается непознанным», -- сокрушается режиссер.

В 2007 году постановки театра будут показаны учащимся двух отобранных для эксперимента московских школ. Как сказал в связи с этим режиссер, «ни один театр не в состоянии объехать все столичные школы, чтобы показать им "Евгения Онегина" за 45 минут». Однако Спесивцев не сомневается, что инициатива очень скоро будет поддержана и другими театрами: как профессиональными, так и самодеятельными, включая и школьные театральные коллективы. «Если школьники не идут в театр, значит, театр должен прийти в школу», -- провозгласил новый лозунг Спесивцев.

Опрошенные «Экспертом Online» учителя сходятся в одном – идея отличная, однако только в дополнение к классическому ознакомлению с материалом – чтению. Как рассказал «Эксперту Online» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, подобные эксперименты можно вводить только в помощь, а не вместо классических уроков: «Я целиком поддерживаю эту идею, но только если она будет реализовываться наряду с обычными уроками. Действительно, внеурочное время современных школьников, как правило, не занято, теперь студии и кружки не особо распространены. Поэтому было бы еще полезнее, чтобы дети были не только зрителями, но и участниками».

Соглашается с ним и учитель литературы гимназии №1567 Лев Соболев. По его словам, спектакль никогда не заменит книгу: «Может пробудить интерес, но не заменить. К тому же все будет зависеть и от того, каков спектакль – заставить детей завороженно смотреть на сцену в течение двух часов смогут далеко не все актеры», -- уверен педагог.

К тому же, по словам учителя, проблема нечитающих школьников несколько преувеличена и все зависит от школы и самих детей: «Детей, слабо мотивированных на чтение, было много всегда, во все времена. Тех же, кто читал с наслаждением, смыслом всегда было мало. Но число осмысленно читающих не уменьшилось!» -- говорит Соболев.

Вместе с тем, по словам многих педагогов, заинтересованность детей в чтении снизилась за последние десятилетия многократно, и современных детей с их ровесниками образца 70-х или 80-х даже не стоит сравнивать: «Нечитающих детей сейчас очень много. Объясняется все просто. Появились более доступные средства информации – компьютер, DVD, mp3-плеер, интернет. Ребенок уже не считает себя счастливым, если у него нет всего этого, и черпает информацию в основном оттуда», -- рассказала «Эксперту Online» учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Наталия Смирнова. Из-за этого, по словам педагога, современные дети порой даже не могут нормально воспринимать текст и не понимают элементарных вещей. Среди причин Наталья Смирнова отмечает отсутствие правильного воспитания в семье, в частности, воспитания у ребенка навыка к чтению: «Раньше семья была озабочена ребенком, много им занималась, сейчас – гораздо меньше. Ритм жизни родителей сегодня таков, что у них зачастую просто на это нет времени. Это глубинная проблема». Решать же ее, по мнению педагога, можно в том числе и собственным примером: «Если ребенок видит, что родители заинтересованы в чем-то, что-то читают, изучают, то и ему станет интересно», -- говорит педагог. Многие школьные учителя со своей стороны делают все возможное -- показывают детям фильмы по классическим произведениям, водят на спектакли и даже читают вслух.

Что же до инициативы Спесивцева, то, с одной стороны, «Евгений Онегин» за 45 минут – это безобразие, с другой – может быть, это и неплохо, если хорошо подано. Помимо всего прочего спасти положение можно, например, возвратом к прежним стандартам преподавания литературы: «В советское время, если убрать идеологический элемент, система была довольно неплохая. Сейчас же литература в школе поставлена в тяжелое положение. Часы падают, программы перекраиваются, если это опытный учитель, то он сможет сориентироваться во всем этом, а если средний, то дело плохо», -- говорит Комков. Во-вторых, необходимо издавать детскую литературу, причем издавать красиво, хорошо. «Гарри Поттера ведь издают, а где наши детские книги? Надо укомплектовать библиотеки – школьные библиотеки ведь умирают».

Как бы там ни было, Вячеслав Спесивцев первый шаг по приближению ребенка к театру сделает уже совсем скоро. Премьерный показ первого спектакля проекта "Дорогие мои, хорошие" по поэтическому наследию Сергея Есенина состоится уже в этот четверг в школе № 166 в Алтуфьево.