Гроза Израиля

Евгения Новикова
27 февраля 2007, 19:11

Председатель политбюро палестинского движения "Хамас" Халед Машааль прибыл в Москву и после длительных успешных переговоров в российском МИДе решил встретиться с журналистами, чтобы те из первых уст услышали все, чем дышит Палестина.

В атмосфере "Интерфакса", любезно предоставившего площадку для общения лидера непримиримых с прессой, витало тревожное предчувствие необыкновенной значимости события. Не каждый день гроза Израиля является в Россию и далеко не каждый раз хочет предстать перед репортерами.

На входе охрана проверяла багаж, технику – аудио и видео, мобильники, содержимое сумок и сумочек, а также жакеты и пиджаки на предмет наличия--отсутствия неположенных предметов у массмедиа.

Не прошло и 15 минут – московские пробки! – как в зал вошел импозантный бородач в достойном, хорошо пригнанном костюме, вслед за ним ворвалось никак не менее 15 широкоплечих провожатых. Один к одному в пальто, костюмах и галстуках, которые, как видно, не слишком привычны для охраны знатного палестинца. Не снимая верхней одежды, они так и застыли по правую и левую руку своего лидера, угрюмо уставившись в зал: а вдруг кто и не журналист? и нет ли врага?

А Халед Машааль, не щурясь от ярких вспышек и не меняя деловитого и в то же время респектабельного выражения, начал 45-минутную речь. «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного! Я и мои коллеги счастливы, что во второй раз оказались в Москве». Он рассказал, что привез в Москву «важные вещи: во-первых, страдания палестинского народа и его национальные цели». «Наша борьба – справедливая, цель – освобождение страны от оккупации и защита права на самоопределение», -- заверил он. Палестинский народ хочет жить счастливо и защищать свои национальные святыни, пояснил журналистам Машааль. «Свободу узникам израильских тюрем!» -- неожиданно воззвал он.

Надо сказать, что по мере выступления вождь, видимо, привыкший к многотысячным трибунам, вдруг увлекался митинговой риторикой, и присутствующим казалось, что они уже на улицах городов Палестинской автономии, в толпе, готовой в едином порыве ринуться по призыву оратора громить врага.

Итак, вторая ценность, привезенная Халедом Машаалем в российскую столицу, -- это договоренности между "Фатх" и "Хамас", подписанные с таким трудом в Мекке. «У нас есть общая политическая программа создания правительства национального единства. И это реальная возможность для продвижения вперед», -- гордится документом лидер "Хамас".

В-третьих, с собой он привез общеарабскую позицию, которую представляет миру. Особенно важно, подчеркнул Машааль, что презентация этих документов началась в Москве, которая всегда уделяла и уделяет большое внимание палестинцам.

Зачем глава "Хамас" начал турне по миру?

 pic_text1

Нужно, во-первых, «представить те усилия, которые предпринимаются для преодоления разногласий» в рамках договоренностей в Мекке; во-вторых, проконсультироваться с Россией и «координировать усилия для преодоления блокады» Палестины; в-третьих, подтвердить, что соглашение между "Фатх" и "Хамас" – не внутрипалестинское, а значительно шире. «Это приветствие арабского мира мировому сообществу».

Халед Машааль презентовал «национальный проект Палестины»: создание суверенного государства в границах договора от 4 июня 1967 года со столицей в Иерусалиме. Кроме того, необходимо ликвидировать поселения на западном берегу Иордана и в секторе Газа. И освободить заключенных, которых на сегодня уже 11 тысяч. И все до единого томятся в израильских тюрьмах. И тогда мир сможет достичь истинной стабильности в регионе.

Лидер "Хамас" доложил репортерам, что в МИДе РФ он нашел «глубокое понимание палестинцев и проявление уважения к соглашению, достигнутому в Мекке». «Брат Аббас отвечает за переговорный процесс, он теперь опирается на твердую почву палестинского соглашения», -- подчеркнул Машааль.

Что движет самим лидером "Хамас"? -- «Я исхожу из веры в палестинскую позицию, опираюсь на российскую позицию, которая всецело нас поощряет».

В какой мере на Смоленской площади было найдено понимание по «национальному проекту Палестины»? Отвечая «Эксперту Online», Машааль проявил недюжинные свойства дипломата: «Нам достаточно того, что российская сторона понимает проблемы и чаяния палестинцев. Россия – большое государство, которое стремится играть важную роль на международной арене, его политика многогранна…»

В итоге, основная и самая острая проблема Палестины, "Хамаса" и региона в целом – Израиль, который «оккупировал территории и узурпировал права народа Палестины».

Власти ПА не хотят признавать Израиль, а без этого, как известно, экономическая блокада автономии не будет снята. И здесь уже – совсем грозно: «Другого пути у них нет. Отказ Израиля удовлетворить наши законные требования  приведет регион к открытой борьбе, и борьба закончится не в пользу Израиля». И Машааль рубит жесткой ладонью воздух перед горкой микрофонов, стоящих на столе. Голос громче. Митинг на улицах Палестинской автономии. Затем взгляд на публику. А в зале – только журналисты, телекамеры и вспышки фотокорров. Отвечать можно спокойно. Слушатель не тот.

Каковы теперь перспективы капрала Гилада Шалита, захват которого боевиками "Хамас" стал формальным поводом начала военной операции Израиля в Палестине и Ливане летом минувшего года?

«Мы обращаемся с Шалитом очень гуманно, а Израиль плохо обращается с нашими семьями, нарушая международное право. Мы хотим освободить его. Но хотим, чтобы Израиль освободил столько заключенных, сколько мы потребуем, -- заявил он. -- Раз уж Тель-Авиву так важен один человек, то нам важны 11 тысяч…»

Два года назад, вспоминает Машааль, было объявлено о прекращении огня на год. «Но Израиль ответил убийствами, активизировал деятельность». Чтобы Палестина признала Израиль, тот должен «освободить оккупированные территории, покончить со страданиями палестинцев, тогда народ определит позицию в отношении Израиля». Впрочем, опыт Палестины грустный: «Арафат подписал договор и шел на уступки. В результате был отравлен израильтянами. Аббас подписал соглашение о признании Израиля и ничего не получил со стороны этого государства».

 pic_text2

В итоге, рано или поздно "Хамасу" предстоит признать ближайшего соседа. А как тогда лидер будет оправдываться перед народом Палестины, поддержавшим на выборах это движение именно за враждебную риторику в адрес Тель-Авива? Аргументы на этот случай у Машааля, как видно, давно продуманы: «"Хамас" проявляет много гибкости и политического реализма, стремясь к сбалансированности между правами народа и его национальными стремлениями и чаяниями. Именно эта задача и возлагается на серьезное руководство, которое должно проявлять гибкость и реализм». Впрочем, вера в "Хамас" у народа «очень велика», рассуждает вождь.

Похоже, он знает новый рецепт, как снять блокаду, разблокировать счета страны и получить экономическую помощь без признания Израиля. Во всяком случае, этот шаг потребуется еще не скоро, потому что, как утверждает Машааль, меккских договоренностей, где о ближайшем соседе ни слова, «вполне достаточно, чтобы двигаться вперед» по пути решения палестино-израильского конфликта.