Подводные камни Владивостока

Дмитрий Верхотуров
24 апреля 2007, 15:18

На фоне масштабных планов по развитию Дальнего Востока немного в тень ушла идея приморского губернатора создать на базе Владивостока мегаполис с населением в 5--7 млн человек. Между тем в приморской администрации от проекта «Большой Владивосток» не отказались. Более того, в отличие от других регионов, которые реализуют аналогичные проекты создания миллионников, власти Приморского края ставят перед своим проектом более амбициозные задачи.

Как известно, впервые идея создания «Большого Владивостока» была озвучена губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Ханое в ноябре 2006 года. «Мы считаем, что в XXI веке очень важна будет роль Азии для нашей страны. Поэтому Приморье рассматривается как коммуникативная площадка взаимодействия других субъектов РФ и стран АТР. А для того чтобы укрепить позиции России на Дальнем Востоке, Приморье готово принять переселенцев из европейской части страны и ближнего зарубежья. Мы планируем создать большой мегаполис на юге Приморья, где, по нашим расчетам, будет проживать 5--7 млн человек. Это большая амбициозная задача, которую мы ставим перед собой, понимая, как сложно ее претворить в жизнь, ведь сегодня все население Дальнего Востока составляет 7 млн человек», -- заявил тогда Сергей Дарькин.

В то время идея приморского губернатора была воспринята как очередная блажь одиозного политика. Но не прошло и полгода, как Дальний Восток стал зоной повышенного внимания, а Владивосток – главным претендентом на столицу форума АТЭС-2012 года. Причем это решение было принято не кем-нибудь, а лично президентом России Владимиром Путиным. Там, где проходит глава государства, обычно остается ощутимый след. И решение Путина открыло «зеленый свет» проектам переустройства Владивостока.

При этом планы создания Большого Владивостока несколько поменялись. Первоначально, когда о Большом Владивостоке говорил Сергей Дарькин, речь шла о классическом способе создания в России миллионников путем слияния городов с агломерацией. В случае с Владивостоком предлагалось объединить Владивосток, Уссурийск, Артем, а также Надеждинский и Хасанский районы. Первоочередное строительство предполагалось развернуть в Артемовском и Дальнегорском городских округах, а также в Красноармейском муниципальном районе. Стоимость проекта оценивалась в 150 млрд рублей.

Но после решения президента главным местом для строительства нового города был выбран остров Русский. До 1998 года – безраздельная вотчина Тихоокеанского военно-морского флота. На острове с 1934 по 1997 годы находился комплекс береговой обороны «Ворошиловская батарея», которая, после расформирования 30 июля 1997 года, стала филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. На острове сейчас 131 дом для офицеров и членов их семей. Теперь здесь планируют построить курорт мирового уровня, с гостиницами и конгресс-холлом для саммита АТЭС-2012. После него комплекс будет открыт для отдыха российских граждан. «Отдохнуть можно будет даже лучше, чем в Египте. Нашим гражданам негде нормально отдыхать, заниматься дайвингом, любоваться морской природой. Теперь не надо будет ездить в Египет, можно будет ездить на Дальний Восток», -- заявил во время недавнего визита на остров первый вице-премьер Сергей Иванов. «Здесь нет ни одной промышленной территории, здесь только зоны отдыха, общественные центры», -- подчеркнул член-корреспондент Российской академии архитектурно-строительных наук, разработчик Генерального плана Владивостока Валентин Аникеев.

Громадность планов застройки острова Русский подчеркивается и тем, что был реабилитирован проект строительства моста до острова, протяженностью 1,5 км, через пролив Босфор Восточный, который свяжет остров с городом всепогодной, круглогодичной связью. Тендер на проектирование и строительство моста выиграл консорцуим из трех российских проектных институтов: «Ленгипротранс» и «Гипростроймост» из Санкт-Петербурга, «Приморгражданпроект» из Владивостока и немецкая компания «Леонхардт Андрэ и партнеры».

После внесенных изменений проект развития Владивостока оценивается в 100 млрд рублей, из которых около 25% будет потрачено на застройку острова Русский. Большая часть средств будет направлена на развитие систем водоснабжения, канализации, строительство дорог, аэропорта, жилищного строительства для нужд личного состава Владивостокского гарнизона (около 500 тыс. кв. метров в бухте Патрокл) и т. д.

Подобные наполеоновские планы традиционно обладают определенными недостатками. Развитие Владивостока наталкивается на ряд труднопреодолимых препятствий: недостаток городской территории, трудности комплексного развития транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры.

Недостаток городской территории был проблемой еще в 1970-х годах прошлого века, при составлении Генерального плана города Владивостока, что привело к идее спроектировать город на 760 тыс. человек. Сейчас эта проблема частично решена за счет передачи городу территорий, занятых военными, в особенности острова Русский. Новые площади позволят увеличить численность жителей города до 1--1,2 млн человек. Но все равно резервы застройки планировочных районов «Курортный», «Северный», «Центральный», «Южный», «Западный» и «Уссурийский» резко ограничены, и создать город с населением 5--7 млн человек на территории современного Владивостока вряд ли возможно по чисто техническим причинам.

Еще одна проблема, характерная, впрочем, для всех крупных городов, – развитие транспортной инфраструктуры. Уже нынешнему Владивостоку необходимо создание дорогостоящих объектов: строительство мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, коренная реконструкция ряда улиц и городских магистралей, строительство подземных автостоянок и дублирующей магистрали "проспект 100-летия Владивостока--улица Маковского", а также десяти автомобильных развязок. Это минимум, который позволит лишь улучшить существующую транспортную систему приморской столицы. Если же рассматривать перспективы превращения Владивостока в мегаполис, то понятно, что транспорт города нуждается в намного более серьезной реконструкции, более масштабных и дорогостоящих проектах, а также в технологических новинках (монорельсовая дорога, фуникулер, канатные дороги – необходимые для пассажирских перевозок в условиях плотной застройки и сложного рельефа с большими перепадами высот). Иными словами, прежде чем поселить в городе 5--7 млн человек, нужно сначала создать современную транспортную инфраструктуру. В противном случае городская жизнь будет парализована.

Можно перечислить еще несколько серьезных городских проблем, относящихся к энергетике, выводу нефтебазы, озеленению, сохранению природных зон вокруг города и так далее. Понятно, что весь этот сложный комплекс проблем не может быть решен в авральном порядке к саммиту АТЭС-2012. Для того чтобы Владивосток стал крупным мегаполисом, нужно больше времени, больше усилий и затрат.

А главное – нужна новая идеология. Потому что решение технических вопросов должно сопровождаться демографическим притоком. Пока ситуация и в городе, и на Дальнем Востоке в целом совершенно иная. Для смены вектора необходимо радикально изменить общественное мнение, чтобы люди и в России, и за рубежом стали считать Владивосток раем земным и активно стали сюда переезжать. Между тем об идеологической стороне на фоне крупных инвестиций в нашей стране частенько забывают. Ведь куда интереснее быстро освоить бюджетные деньги.

Проект строительства Большого Владивостока к тому же проходит на фоне мощной антикоррупционной кампании в городе. Как известно, мэр Владивостока Владимир Николаев находится в СИЗО, а против него выдвинут целый букет обвинений. Понятно, что коррупционный скандал, захвативший мэрию Владивостока, скажется на планах строительства мегаполиса. Процесс изменений уже начался: городская Дума рассматривает поправки в устав города, согласно которым глава города является председателем Думы, а глава администрации будет назначаться по конкурсу. Эта инициатива была внесена в Думу как раз после ареста Николаева представителями Общественной комиссии по борьбе с коррупцией.

Если Николаеву будет вынесен обвинительный приговор суда или он подаст в отставку, то 2 декабря текущего года могут состояться выборы нового мэра города. Можно предполагать, что борьба за пост главы города, бурное развитие которого, в общем, предрешено, будет носить очень жесткий характер. Это можно понять из того, что мэр города в 2008--2012 годах получит славу строителя Большого Владивостока, крупные федеральные средства и большие возможности как политического, так и экономического характера. Вес нового градоначальника будет на федеральном уровне сопоставим с весом мэра Москвы или Санкт-Петербурга. А на Дальнем Востоке у главы Владивостока будет огромный авторитет. Поэтому борьба за кресло мэра будет жесткой.