В субботу Москва вновь митинговала. На проспекте Сахарова собрались несогласные из «Другой России» и Союза правых сил, Васильевский спуск заняли «Наши», а на Славянской и Лубянской площадях махали флагами «Местные» -- экологи из Подмосковья. При желании где-то у центральных станций метро можно было обнаружить даже нескольких коммунистов с Геннадием Зюгановым во главе -- они проводили акцию «Красные в городе», но погода к поискам как-то не располагала.
Шествие оппозиции столичные власти не разрешили, зато отдали под митинг проспект академика Сахарова, с полудня огородив его железными баррикадами и рамками металлоискателей. Надо отметить, что приближение выборов не сильно сказалось на численности несогласных. Ряды другороссов пополнились разве что руководителями Союза правых сил, которые до последнего предпочитали уличным шествиям «конструктивную критику власти». В остальном – старушки все так же боролись с «психотронным терроризмом ФСБ», в окружении семи соратников махал оранжевым полотнищем лидер движения «Мы» Роман Доброхотов, с грузовичка-трибуны проклинали преступный режим Эдуард Лимонов и Гарри Каспаров. Привычно много было и журналистов -- из полутора тысяч митингующих треть оделась в яркие защитные жилетки, которые сотрудникам СМИ специально выдавали милиционеры, чтобы потом отличать их от манифестантов.
- Мы протестуем против электорального насилия над нами 2 декабря, -- хрипло кричал в микрофон Лимонов. -- К выборам в Государственную думу не допущены такие ведущие политические силы, как Республиканская партия Владимира Рыжкова, «Великая Россия» Дмитрия Рогозина, «Трудовая Россия» Виктора Анпилова, движение «За достойную жизнь» Сергея Глазьева…
Список лидер нацболов повторил дважды. «Путин, уходи, мы тебя не звали!» -- зарычал Лимонов. «Оле-оле-оле, Россия, вперед, оле-оле-оле, Россия без Путина!» -- на ходу придумал футбольно-политическую кричалку Борис Немцов. Несогласным она понравилась, и они бодренько повторили ее пару раз. Но самую яркую речь произнесла лидер московского списка СПС Мария Гайдар. Она пообещала, что Путина будут судить, а также предложила каждому сознательному гражданину составить в блокнотике личный список тех, кто нарушил его права, включив в него «главу территориальной избирательной комиссии» и «милиционера, который отнял листовки». Не было на митинге только Владимира Буковского. Как оказалось, диссидент обязан был находиться в эти дни «в Лондоне рядом с семьей нашего большого друга Александра Литвиненко», 23 ноября минул год со смерти экс-офицера ФСБ. «Вова Бу», -- гласили плакаты в руках его сторонников, они предлагали выдвинуть его в президенты.
В толпе раздавали оранжевые листовки, где был прочерчен маршрут несанкционированного шествия к зданию Центризбиркома. Едва только милиционеры отодвинули в сторону железные ограждения, как небольшая группа нацболов с черными стягами бросилась через Садовое кольцо к Мясницкой. «Ре-во-лю-ци-я!» -- скандировали несогласные. Водители недовольно загудели, им явно не нравился тот факт, что из-за чьей-то неуемной гражданской позиции им придется стоять в пробке еще и в субботу.
У Чистых прудов оппозиционерам путь преградили сотрудники ОМОНа, в шлемах, со щитами и дубинками. «Разворачиваемся и в первый переулок направо!» -- кричал лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин, но его не слышали. Тогда парень запрыгнул на крышу припаркованной «Нивы». Группа бойцов ОМОНа стащила его с автомобиля и буквально на руках отнесла в автозак; на крыше «Нивы» остались две явственные вмятины.
Не мог уйти с митинга незадержанным и Гарри Каспаров. Едва заметив группу ОМОНа, он подходил к ним и принимался что-то ожесточенно скандировать, но его не замечали. Так и не попав в автозак у Чистых прудов, экс-шахматист развернулся и пошел обратно к Садовому. Тут-то его и окружили милиционеры. «Задержать Каспарова», -- прошипела чья-то рация. Но это оказалось непросто: омоновцы сами оказались в плотном кольце журналистов, которых было в несколько раз больше. Наконец им удалось прорвать оцепление СМИ, и Каспарова потащили к автозаку. В свою очередь, небольшой группе оппозиционеров, в числе которых была Мария Гайдар и лидер движения «Народ» Алексей Навальный, все же удалось пробраться к Центризбиркому. Их задержали прямо в приемной комиссии. А кто-то из несогласных потерялся, и в переулках ребята мучили прохожих вопросом: «А где тут ЦИК?».
Всего в ходе "Марша несогласных" было задержано около 10 человек – рекордно маленькая цифра для акций оппозиции. Кого-то из них отпустили сразу, прямо у дверей отделений милиции, но Каспаров получил пять суток ареста. У столичных властей не было задачи жестко подавить марш -- перед выборами это выглядело бы весьма провокационно, однако и в планы лидеров оппозиции не входило мирное проведение акции.
Пока несогласные бродили по улицам в поисках своего автозака, на Васильевском спуске «Наши» надували шарики в поддержку Путина. Комиссары подчеркивали, что «суверенная демократия передается воздушно-капельным путем» от человека к человеку. Так что будьте осторожны.
Соглашались в субботу и подмосковные экологи из «Местных».
- За Путина! За Громова! За «Единую Россию», -- скандировали они на Славянской площади. Впрочем, надо сказать, что «согласные» акции также не пользовались популярностью у прохожих. Обиднее всего было тем, кто приехал праздновать свою свадьбу на Васильевский спуск. Милиция не пускала молодоженов на Красную площадь из-за акции «Наших», и девушки в белых платьях грустно ходили по лужам в поисках обхода.
А у выходов из станций метро стояли агитаторы Центральной избирательной комиссии. Они раздавали картонные урны-календарики с призывом прийти на выборы.
- Девушка, возьмите, соберете свою урну, -- крикнул корреспонденту «Эксперта Online» парень, протягивая картонку.
Урна была наглухо запечатана и не имела самого главного -- дырки для просовывания бюллетеней.