Сложный выбор

Москва, 21.01.2008
В выборах мэра автограда Тольятти примут участие 15 человек. Но основная борьба развернется между кандидатами от "Рособоронэкспорта" и представителями других сил. Второй тур неизбежен.

Выборы мэра Тольятти, которые пройдут одновременно с президентскими, вышли на финишную прямую. В минувшую субботу 19 января избирком автограда завершил прием документов от кандидадатов, претендующих на пост главы города. Теперь идет процесс их регистрации. Пока заявки на участие в выборах подали 15 человек.

Выборы 2 марта в определенном смысле станут эпохальными для города. Прежний мэр – Николай Уткин, руководивший городом начиная с 2000 года, -- теперь – подследственный. Ему инкриминируется вымогательство взятки и превышение должностных полномочий. Мэр практически был отстранен от руководства городом начиная с января 2007 года, а в мае был взят под стражу. Несмотря на тяжелую болезнь, все время следствия и суда Уткин провел в СИЗО. Сегодня гособвинитель Ульяна Кудинова потребовала приговорить опального мэра к девяти с половиной годам заключения и штрафу в размерен 300 тыс. рублей.

Находясь в СИЗО, действующий мэр, естественно, не смог принимать никакого участия в проведении выборной кампании. Но, как ни странно, в выборах не будут участвовать и три постоянных соперника Уткина – Сергей Жилкин, Анатолий Степанов и Николай Ренц. Жилкин, ныне занимающий пост ректора Тольяттинского госуниверситета, был мэром города и даже выигрывал выборы у Николая Уткина в 1996 году. Экс-вице-мэр автограда Николай Ренц и известный в городе предприниматель Анатолий Степанов перешли на работу в губернскую думу. Их отказ от участия в гонке свидетельствует об одном: в тольяттинской политике произошла смена поколений. Старых, опытных кандидатов заменили молодые претенденты.

Во многом это связано с изменением структур, заинтересованных в избрании лояльного главы автограда. Ранее традиционно определяющее влияние на итоги выборов оказывало тогдашнее руководство градообразующего предприятия – АвтоВАЗа – во главе с Владимиром Каданниковым, стабильно делавшее ставку на Николая Уткина. Руководители химических гигантов старого города Тольятти поддерживали Степанова, и автодилеры, в том числе группа СОК, были связаны с Николаем Ренцем. Но теперь, как известно, в регионе кардинально изменились основные силы, желающие выставить своих кандидатов. Владимир Каданников как политическая сила в Тольятти ушел в небытие. Теперь главной определяющей силой на выборах стал новый хозяин автогиганта – ФГУП «Рособоронэкспорт», уже взявший под контроль всю Самарскую область (напомним, в августе прошлого года губернатором региона стал бывший президент "Группы АвтоВАЗ" Владимир Артяков), включая региональное отделение "Единой России". Учитывая, что большинство жителей автограда или работает на АвтоВАЗе, или имеет в числе ближайших родственников его сотрудников, именно у руководства автозавода есть наиболее серьезная возможность «продвинуть» своего человека на пост мэра. Сделать это не так уж и сложно – руководство предприятия может применить административный ресурс.

В качесте официального кандидата на пост мэра Тольятти от «Рособоронэкспорта» долгое время рассматривался инженер Анатолий Пушков. Этот политик, доселе никак не известный в городе, практически сразу начал позиционировать себя в качестве главного кандидата на победу. К примеру, он категорически отказался вносить избирательный залог для регистрации, поставив возможность участия в выборах в зависимость от успешности сбора подписей (12 тыс .человек). Но сейчас у Пушкова появился серьезный соперник, причем, вполне возможно, также представитель могущественного ФГУПа. Это предприниматель и меценат Александр Курылин. Он тольяттинец, хорошо известен в городе, а также обладает крайне серьезными связями в федеральных структурах «Единой России» и в администрации президента. Вполне возможно, что в Москве просчитали возможность поражения Пушкова и выставили взамен него Курылина, к которому гораздо меньше претензий у сотрудников ВАЗа.

Такой расклад представляется крайне актуальным, ведь в мартовских выборах будет участвовать и глава независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев. Этот политик участвовал в мэрских выборах 2004 года, и, как уверены некоторые из депутатов городской думы, одержал тогда победу (впоследствии итоги выборов, по их мнению, были сфальсифицированы в пользу Уткина). Незадолго до нынешних выборов Золотарев проводил активные консультации с нынешним руководстом автогиганта, но уговорить профсоюзного лидера отказаться от участия в выборах там не смогли. Между тем стартовые позиции у него достаточно серьезные – профсоюзный вожак может ссылаться на действительно очень тяжелое положение вазовских рабочих, ведь «огромные» зарплаты на ВАЗе ушли в небытие вместе с временами Владимира Каданникова и заградительных таможенных тарифов на иномарки.

Кроме Петра Золотарева еще одним серьезным противником кандидатов от «Рособоронэкспорта» станет депутат Самарской губернской думы Сергей Андреев. Этот молодой политик очень известен и популярен в городе. Его официальным «спонсором» является хозяин нескольких автофирм Владимир Яркин, лидер тольяттинских эсэров. Однако источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», уверяет, что все не так просто. «На самом деле и Золотарев, и Андреев – это люди ГК СОК. Они так поделят между собой электоральное поле, что во второй тур выйдет более респектабельный Андреев», -- уверяет источник. Правда, в этом случае становится непонятным выдвижение другого сильного кандидата – депутата гордумы Дмитрия Савенкова. Он руководит предприятием «Мотор-Супер», которое входит в ГК СОК.

Таким образом, ситуация становится крайне сложной, тем более что свою позицию по выборам еще не высказали сразу несколько крупных политических сил региона. Это коммунисты, которые за последние годы повысили свой авторитет в Тольятти, а также руководители предприятий города, которые не связаны с ВАЗом. Также пока свою позицию никак не высказал Николай Уткин. Сотрудник мэрии Хетаг Тагаев, которого он бы хотел видеть своим преемником, в выборах принимать участие не будет. Сложное переплетение интересов и политических сил делает эти выборы достаточно непредсказуемыми. Вполне возможно, что без второго тура кампания не обойдется, ведь для победы 2 марта кандидату нужно будет набрать не менее 50% голосов избирателей. А сделать это в нынешних условиях будет сложно любому из кандидатов.

У партнеров




    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама