Бесконечная сага об Alitalia

26 марта 2008, 17:02

Вчера президент Air France Жан Сирил Спинетта более шести часов встречался и обсуждал свой план покупки Alitalia с профсоюзами, причем не с одной организацией, а с целыми девятью (именно столько их в компании Alitalia). Переговоры очень тяжелые, причем у лидеров различных профсоюзных организаций очень сильно отличающиеся, порой противоречивые мнения.

Еще до их начала профсоюзы высказали недовольство планом Спинетты. Сокращение нескольких тысяч рабочих мест, уменьшение полетов из миланского аэропорта Мальпенза вызывают неистовую критику профсоюзов и даже столкновения сотрудников авиакомпании с итальянской полицией (к счастью, без жертв). Но понять французского топ-менеджера просто – он хочет вывести компанию из кризиса, а не покупать «мертвеца». Чистый долг итальянского авиаперевозчика только за начало 2008 года вырос на 7% – до 1,30 млрд евро, а остаток денежных средств, как говорят, упал до 100 млн евро. Кроме того, он хотел бы сократить и около 500 пилотов (сейчас их почти 27 человек на один самолет, как сообщает информагентство Ansa). Несмотря на то что Спинетта пошел на неожиданные уступки, заявив «что ни один сотрудник не будет уволен», его план не убедил профсоюзных лидеров.

Напомним, на прошлой неделе совет директоров итальянской авиакомпании одобрил план Air France-KLM купить принадлежащий итальянскому правительству пакет акций Alitalia за 747 млн евро. Одобрило этот план и итальянское правительство. Профсоюзы остаются последним и самым сложным препятствием. Настолько сложным, что уходящий премьер Романо Проди, призывая их к благоразумию, напомнил, что «в покупке Alitalia была заинтересована и Lufthansa, но как только их совет директоров встретился с итальянскими профсоюзными лидерами, их желание заметно остыло».

Кроме этого, другим препятствием являются парламентские выборы, которые состоятся 13-14 апреля. Продажа Alitalia является хорошей предвыборной картой, которую не прочь разыграть и коммунисты, и националисты. И даже лидер правоцентристов Сильвио Берлускони (по опросам, у него сохраняется преимущество по сравнению с Вальтером Велтрони около 5-10 %) заявил, что в Италии найдется «местный консорциум», который сумеет поднять Alitalia.

Но до последнего момента только хозяин и глава местной авиакомпании AirOne Карло Тото хотел купить Alitalia (он даже подавал в суд, считая, что его ислючили из тендера незаконно). При этом Берлускони намекал, что готовы вложиться и крупнейшие банки. На что глава IntesaSanpaolo Коррадо Пассера уже заявил, что не заинтересован в этой сделке.

Почему же серьезный консорциум итальянских или других компаний не появился за все это время (переговоры и тендер проходят уже больше года, причем и «Аэрофлот» участвовал на одном из этапов, а потом сам отказался), а тень его возникла только во время предвыборной гонки, Берлускони не обьясняет.

Пока кроме покупки Air France-KLM у Alitalia есть еще только один реальный путь – банкротство.