Немецкие врачи и социологи бьют тревогу: болезненная зависимость от пластических операций, которая раньше считалась проблемой исключительно представительниц шоу-бизнеса, захватывает не только все более широкие слои граждан, но и катастрофически молодеет. Каждый год в Германии производится около 500 тысяч пластический операций: от липосакций и вставки силиконовых имплантантов до подтяжки кожи лица, век, шлифовки морщин и т. д. При этом каждый пятый готовый лечь под нож немец – моложе 20 лет. Иными словами, с помощью хирургов свою внешность ежегодно исправляют 100 тысяч юношей и девушек, которые по немецкому законодательству даже не считаются совершеннолетними: в этой стране родители получают детские пособия вплоть до 27-летия ребенка, а суды применяют подростковый уголовный кодекс к подсудимым до 21 года.
«Сегодня совершенно нормальна ситуация, когда школьница ставит себе новую грудь к выпускному вечеру», – бьет тревогу эксперт по вопросам здравоохранения Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Карл Лаутербах. О пластической операции мечтает каждый пятый ребенок в возрасте от 9 до 14 лет. Эксперты говорят о фактически массовом психозе, вызванном тем, что медиа и реклама транслируют недостижимый образ прекрасного тела. Дети, которые особенно некритично воспринимают сообщения СМИ, легко поддаются внушению и становятся отличными объектами по выкачиванию денег со стороны безответственных пластических хирургов. Средняя операция по лифтингу кожи шеи и лица стоит 5800 евро, пластика век – 400 евро, средний счет за пластическую операцию в Германии составляет 3000 евро.
До сих пор в Германии для установки грудных имплантантов девушке моложе 18 лет достаточно лишь согласия родителей – и это несмотря на то, что еще в 2002 году Европарламент предписал совершать такие операции только в случае медицинского предписания. Именно поэтому социал-демократ Карл Лаутербах – один из сторонников полного запрета на проведение пластических операций подросткам. По его мнению, только так можно изменить катастрофическую ситуацию массового ненужного хирургического вмешательства в детские организмы. По данным статистики, 20% женщин и 8% мужчин страдают от осложнений после пластических операций: рубцов, кровотечений и т. д. Впрочем, запрет операций явно не поможет оздоровлению детской психики – ведь давление со стороны СМИ будет сохраняться.
Другая популярная среди немецких врачей инициатива – запрет пирсинг-салонам обслуживать несовершеннолетних. Риск осложнений при пирсинге детских тел особенно высок. Союз немецких педиатров регистрирует случаи, когда пирсинг или татуировки делаются детям младше 10 лет. Что касается такого классического хирургического вмешательства, как прокол ушей, то, по статистике педиатров, уши проколоты у каждой пятой немецкой девочки в возрасте 1 года. Врачи отмечают, что проколы в таком раннем возрасте могут вызвать серьезные проблемы при росте тканей.