Скандал начал разворачиваться еще в середине апреля. Основанием для него стал перелет из Благовещенска в Петропавловск-Камчатский, который, по версии следствия, был организован якобы под видом оказания скорой помощи вымышленному больному, а на самом деле – для поездки на отдых в выходной день членов амурского правительства. Первое уголовное дело, связанное с полетом на Камчатку, следователи возбудили в отношении главного врача областной больницы Василия Лысенко. Но обвинение ему так и не было предъявлено. Зато чуть позже был арестован и заключен под стражу министр здравоохранения Амурской области Рамиль Тураев: министра обвинили в организации этого авиарейса за счет государственного бюджета, ущерб амурской казне был оценен в 794 624 рубля.
Остальные пассажиры – вице-премьер амурского правительства Гузалия Минкина, министры Андрей Белов и Николай Титов – пока остаются под подпиской о невыезде. Хотя и Белову, и Минкиной в минувшие выходные были предъявлены обвинения в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. Всего против двух чиновников было возбуждено пять уголовных дел, из которых три дела связаны с арестом Рамиля Тураева. Под подозрением следователей также находятся руководитель Государственного жилищного фонда при губернаторе Амурской области Дмитрий Колин и глава государственного предприятия «Страховая медицинская компания "Дальмедстрах"» Рагда Сафин.
Сами чиновники все обвинения отрицают. «Я считаю предъявленное обвинение необоснованным. Разве поездка в командировку не обоснована? То, что я ездила по обмену опытом, не сама по себе, а по распоряжению губернатора -- здесь разве есть преступление?» -- уже заявила Гузалия Минкина. А местные журналисты напомнили амурчанам, что вице-премьер регионального правительства еще в Казани имела проблемы с прокуратурой. Как сообщала газета «Вечерняя Казань», в июле прошлого года казанский прокурор требовал привлечь к дисциплинарной ответственности за незаконные действия начальника управления соцзащиты Казани Гузалию Минкину. В 2006 году она вынесла распоряжение прекратить прием заявлений от малоимущих граждан на выдачу пособий, объясняя это нехваткой денег в бюджете. Прокурор требовал устранить это нарушение. Но Минкина к тому времени уже заняла высокий пост в амурском правительстве.
Адвокат министра здравоохранения Амурской области Айрат Хикматуллин рассказал местным журналистам, что авиарейсов на Камчатку, из-за которых возник скандал, было два. Первый рейс, по его словам, действительно должен был перевозить больного, но его отменили. И выплаченные деньги перевозчик – ООО «Аэролимузин» -- вернул областной больнице, первоначально оплатившей перелет. А второй рейс, перевозивший членов правительства, в частности Гузалию Минкину, Николая Титова, Рамиля Тураева, Андрея Белова и Анвара Гайнутдинова, тому же «Аэролимузину» оплатило ОАО «Завод "Элекон"» (это предприятие до назначения губернатором возглавлял Николай Колесов). При этом поездка членов правительства была запланированной, и министры летели по распоряжению губернатора, официально -- для обмена опытом. «Мы недоумеваем, почему следствие поступило таким образом, почему оно продолжает преследование. Надеемся, что оно его прекратит, но в данный момент мы занимаемся тем, что готовим обращение в Генеральную прокуратуру по данному факту. Потому что, на наш взгляд, еще непонятно, злоупотребление каких должностных лиц и по какой причине имеет место», -- говорил адвокат.
Губернатор Николай Колесов в таком вале уголовных дел на своих подчиненных, большая часть из которых приехала работать в Благовещенск по его личному приглашению, увидел явный наезд на свою персону. «Я знаю, что все эти акции, которые происходят, они происходят против губернатора, против меня. Это вы понимаете прекрасно», -- заявил он на одном из заседаний правительства. И добавил, что уже переговорил с генеральным прокурором России Юрием Чайкой и главой МВД Рашидом Нургалиевым. Первый пообещал прислать в Приамурье специальную группу для выяснения всех обстоятельств, а второй – помогать во всех начинаниях губернатора. «Я вам скажу так: мы отсюда не уедем, и я отсюда не уеду. Я сюда приехал, меня президент направил для того, чтобы поднять область. И все, кто не хочет или мешает этому – извините, принимать надо меня. Конечно, очень тяжелый для нас период, но мы по-любому должны были бы проходить через это. Поэтому я считаю, что обстановка нормальная. Мы работаем, у нас рабочий ритм, и, я думаю, нам никто мешать не будет. Главное одно – как можно быстрее перейти к экономике, реальному подъему экономики нашей Амурской области. Политика закончена», -- отреза губернатор.
Однако политологи считают, что разгоревшийся в Приамурье скандал показывает неумение Колесова управлять регионом. «Уголовное преследование членов губернаторской команды – неблагоприятный знак для главы Амурской области. Еще более негативным фактором выступает неумение наладить взаимодействие с местной элитой, традиционно отличающейся раздробленностью. Стремление Колесова закрепить за собой статус единственного доминирующего игрока уже привело к открытым протестам: фракция КПРФ в областном заксобрании направила Владимиру Путину обращение с просьбой отстранить Колесова от должности, представители разных политических сил провели серию пикетов и митингов, направленных на критику в адрес главы региона. Таким образом, в решении двух основных задач – стабилизации политической ситуации и повышении уровня социально-экономического развития – Николай Колесов пока не добился успеха. В случае, если ему не удастся продемонстрировать позитивные тенденции, на повестку дня может выйти вопрос о смене региональной власти, тем более что можно прогнозировать дальнейшие отставки слабых губернаторов», -- таково мнение аналитика Центра политической конъюктуры России Оксаны Гончаренко.
Однако за этими процессами в Амурской области могут стоять и другие причины. Действительно, Николай Колесов был неожиданной фигурой, предложенной на пост губернатора региона год назад. Считается, что его назначение пролоббировал бывший в то время полпредом президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков – экс-мэр Казани. Осенью прошлого года Исхаков стал заместителем министра регионального развития, и Колесов потерял мощного защитника. Между тем за минувший год бывший глава завода «Элекон», имеющий связи и с руководителем госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым, не смог укоренится в регионе. Во-первых, по традиции Колесов сформировал почти всю свою команду из «варягов», причем в основном из Казани, что, естественно, не устроило местные элиты. Во-вторых, он довольно жестко стал проводить свою политику, забыв, что управляет не заводом, а регионом. Под давлением губернатора прежний состав областного парламента был вынужден самораспуститься, а в марте после выборов его состав был обновлен. Конечно, такие действия обернулись протестом противников Николая Колесова. А на фоне процесса передачи власти на федеральном уровне от Владимира Путина Дмитрию Медведеву местные элиты, возможно, решили специально раскачать ситуацию, чтобы показать центру управленческую несостоятельность амурского губернатора. Если это так, то скандалы в скором времени затихнут и Колесов останется у власти. Если нет, то Приамурье ждет очередной передел власти. Учитывая "космические" перспективы региона, сменить бывшего депутата госсобрания Татарстана может федеральный чиновник, например ставленник Роскосмоса.