«Бегун» в Google

18 июля 2008, 12:04

Rambler Media продает ЗАО «Бегун» компании Google за 140 млн долларов. Об этом говорится в официальном сообщении российского интернет-холдинга.

Из общей суммы сделки 69,9 млн долларов получит инвесткомпания «Финам», владеющая 49,9% акций «Бегуна». Сделка структурирована следующим образом: Rambler, владеющий 50,1% "Бегуна", выкупит оставшиеся 49,9% у структуры "Финама" Bannatyne Ltd., а затем продаст 100% "Бегуна". Завершение сделки ожидается в сентябре. Чистый доход Rambler от продажи "Бегуна" составит около 50 млн долларов. Сложив эти деньги с 70 млн долларов, которые отойдут Bannatyne Ltd., мы получим 120 млн долларов, что на 20 млн долларов меньше суммы, которую заплатит за «Бегуна» Google. Но примерно за эти же деньги Rambler в конце июля 2007 году купил 25% акций «Бегуна» у ИК «Финам» к уже имеющимся 25,1%.

Выручка, полученная компанией от продажи доли собственности в «Бегуне», будет использована на дальнейшие инвестиции и приобретения, соответствующие основной стратегии Rambler. После завершения сделки сумма денежных средств в распоряжении компании достигнет 100 млн долларов. Rambler прекратит консолидировать показатели "Бегуна" в свою отчетность с четвертого квартала текущего года. Тем не менее компания подтверждает свой предыдущий прогноз по выручке на 2008 год в диапазоне 100–110 млн долларов, а рентабельность по EBITDA – 20–25%.

Одновременно Rambler Media заключила с Google партнерское соглашение, получив возможность использовать технологии поиска и контекстной рекламы всемирной поисковой системы. По условиям соглашения поиск через главную страницу Rambler.ru и через поисковую машину «Рамблера» будет усилен с помощью дополнения алгоритмами Google. «Рамблер» будет демонстрировать рекламные блоки Google в результатах поиска. Компании также планируют совместно работать над оптимизацией доходов от рекламы за счет изменения размещения, формата и количества рекламных блоков в соответствии с восприятием пользователя.

В сообщении приводятся слова гендиректора Rambler Media Марка Озумпера, который уверен, что «Бегун» - это прекрасный бизнес, который станет еще сильнее после того, как перейдет под контроль Google.

«Благодаря партнерству компании смогут предложить пользователям наиболее релевантные результаты поиска, а рекламодателям – значительно увеличившуюся аудиторию и наиболее эффективные инструменты работы с потенциальными потребителями, что, несомненно, приведет к увеличению уровня монетизации всех компаний», – отмечается в сообщении компании. «От этого соглашения выиграет вся отрасль, так как оно открывает большие возможности для сотрудничества, – говорит генеральный директор компании "Бегун" Алексей Басов. – Это позволит объединить инновационные технологии Google c успешным шестилетним опытом компании "Бегун" по построению рекламной и дилерской сети, а также прямым продажам на российском рынке». «Google стремится предоставлять российским пользователям, рекламодателям и партнерам наилучший сервис и опыт взаимодействия с нашими продуктами, – говорит управляющий директор Google по перспективным рынкам Мохаммед Гавдат. – Это соглашение означает, что еще больше пользователей, рекламодателей и партнеров получат лучшие результаты поиска и более релевантную рекламу».

Другие игроки рынка не настолько уверены в правильности решения Rambler. "Эта сделка выглядит странно", - заявила "Эксперту Online" вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова. По ее мнению, компания слишком рано вышла из такого перспективного актива, как «Бегун». "Кроме того, теперь Rambler лишился значительного источника доходов - раньше он и консолидировал показатели «Бегуна» в своей финансовой отчетности, и зарабатывал на размещении его рекламы на своем портале", - отметила Анна. Впрочем, последнюю составляющую Rambler может компенсировать партнерским соглашением с Google, считает вице-президент Mail.Ru.

Рынок контекстной рекламы в РФ растет быстрыми темпами и в 2007 году удвоился, составив 225 млн долларов. Rambler ожидает, что российский рынок интернет-рекламы будет расти на 50% в год и в 2010 году достигнет 1 млрд долларов. При этом доли баннерной и контекстной рекламы будут примерно равными.

ЗАО "Бегун" основано в 2002 году. Компания специализируется на размещении контекстной рекламы в интернете. Общее количество рекламодателей компании составляет 40 тыс. «Бегун» работает с 143 тыс. партнерских сайтов по всей России, среди которых портал Rambler является основным трафикогенератором. В 2003 году "Финам" примерно за 750 тыс. долларов купил 100% акций "Бегуна", а через два года продал 25,1% холдингу Rambler. Летом 2007 года Rambler выкупил у "Финама" еще 25% акций "Бегуна" за 18 млн долларов.

Rambler Media владеет и управляет рядом компаний, среди которых поисковый интернет-портал Rambler, интернет-сервис провайдер "Rambler Телеком", агентство интерактивной рекламы Index20, компания мобильных сервисов SMXCOM, новостной сайт Lenta.ru, порталы Damochka.ru, сетевая система обмена баннерами BannerBank. В июне 2005 года Rambler Media и его акционеры в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже в секции альтернативного инвестиционного рынка (AIM) разместили около 29,1% акций на сумму 44,7 млн долларов. Контрольный пакет акций Rambler в 2006–2007 годах консолидировал принадлежащий "Интерросу" холдинг «Проф-Медиа».