Помощь автопрому

5 ноября 2008, 10:58

Государство планирует нанести очередной удар по основным конкурентам российских автозаводов – подержанным иномаркам. На прошлой неделе профильные ведомства начали обсуждение таможенно-тарифных мер, которые должны поддержать отечественный автопром в условиях кризиса. Самая серьезная из них – повышение импортных пошлин до 35% на легковые автомобили. Другая возможная мера – введение запретительных пошлин на автомобили старше пяти лет (сейчас они действуют на автомобили старше семи лет).

Предварительно заседание комиссии по защитным мерам во внешней торговле назначено на 7 ноября, но может быть и перенесено. Между тем на прошлой неделе премьер Владимир Путин на заседании правительства высказался за введение таможенно-тарифных мер по защите автопрома. «Импортеры не должны получать излишние преимущества», – приводятся слова премьера на интернет-портале правительства РФ. А первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил сегодня о планах по увеличению пошлины на ввоз автомобилей, аналогичных тем, что производятся в России. «Мы считаем, что те инвесторы, которые закупили оборудование, построили заводы, выпускают автомобили в настоящий момент в РФ либо будут выпускать автомобили в ближайшее время, они должны быть уверены, что их продукция будет приобретаться. И она должна быть конкурентоспособна по сравнению с импортной продукцией, то есть с импортными автомобилями», – заявил Шувалов. «Будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном регулировании для того, чтобы те инвесторы, которые свои проекты осуществляют и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России», – сказал он.

Впрочем, пока что в предложениях отечественных автозаводов и отраслевых объединений было перечислено не так уж много возможных мер. Самая радикальная – повышение пошлин на импортные легковые автомобили с 25% до 35%, на грузовики – с 10-15% и на автобусы с 10-20% до 25%. Эту идею давно продвигает Объединение автопроизводителей России, а недавно ее предложила и группа ГАЗ в обращении к президенту Дмитрию Медведеву. Ранее в рамках переговоров по вступлению в ВТО Россия обязалась снизить пошлины на импортные легковушки с 25% до 15% в течение семи лет, однако теперь, когда вступление в ВТО уже неактуально, а ценовая разница между отечественной продукцией и импортом стремительно сокращается, повышение пошлин могло бы дать российским заводам серьезную фору.

Кроме того, отечественные автопроизводители давно выступают за ужесточение пошлин на импорт подержанных иномарок. Сегодня действуют запретительные пошлины на автомобили старше семи лет, а отечественные лоббисты предлагают понизить этот возраст до пяти лет. Правда, подержанные иномарки составляют небольшую часть продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев в Россию было ввезено 306,2 тыс. подержанных автомобилей, а в целом по году объем секонд-хенда составит 400 тыс. штук, прогнозируют аналитики. При том что, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи иномарок за девять месяцев составили 1,6 млн штук. А продажи АвтоВАЗа, самого крупного отечественного производителя, в январе–сентябре составили 533,7 тыс. штук. Правда, по данным аналитического агентства «Автостат», основной поток подержанного импорта (около 75%) приходится на Дальний Восток, причем в основном ввозятся японские праворульные автомобили. Неудивительно, что очередные инициативы федеральной власти, направленные на поддержку российской автомобильной промышленности, встретили, как и следовало ожидать, неодобрение именно на восточной окране страны, где отечественный автомобиль давно превратился в музейную редкость.

Основная масса японских иномарок, которые поступают в Россию через порты Дальнего Востока, выпущена от трех до семи лет назад – это так называемый проходной возраст. Естественно, уменьшение «проходного возраста» не может не привести к определенным волнениям, особенно в Приморском крае, значительная часть жителей которого так или иначе связана с автомобильным бизнесом. К тому же и без того в последние недели продажи на владивостокском «Зеленом углу» – крупнейшем в России рынке подержанных японских автомобилей – значительно упали, что сами автобизнесмены связывают с мировым финансовым кризисом. Более того, буквально на днях, 14 ноября, должно вступить в силу постановление правительства, накладывающее фактический запрет на ввоз так называемых конструкторов, когда автомобиль импортируется в Россию в качестве запчастей, что гораздо дешевле с точки зрения таможенных платежей, а уже на территории РФ собирается вновь – весьма распространенная практика на Дальнем Востоке. Поэтому 7 ноября инициативная группа владивостокцев, в которую приглашают всех желающих, намерена собраться и обсудить тактику действий по защите правого руля от новых поползновений Москвы. За ней, вероятно, последуют акции протеста. Кроме того, депутат думы Владивостока, руководитель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь уже пообещал инициировать обращение в Госдуму с требованием отмены принятия «антиправорульных» поправок. «Мы сделаем все, чтобы наши коллеги-единороссы в Москве нас услышали. Не нужно судить обо всей партии по высказываниям отдельных ее членов. Мы пользуемся автомобилями с правым рулем, понимаем, насколько этот сегмент рынка важен для Владивостока и Приморского края», – заявил Пенязь местным сайтам.