Машина снова роскошь

Автомобильным распродажам приходит конец. В будущем году приобрести автомобиль смогут позволить себе лишь наиболее обеспеченные россияне. Цены на новые иномарки могут взлететь на 20-25%.

Осень в этом году отметилась яркими автомобильными распродажами. Обычно такие распродажи бывают перед Новым годом или в начале года, когда распродаются прошлогодние автомобили. При этом нынешняя осенняя акция побила все рекорды – скидки до 150 тыс. рублей, беспроцентные рассрочки от производителей, всевозможные подарки вплоть до второй машины того же производителя.

Однако «праздник» покупателя подходит к концу. «Компании распродавали некоторое количество машин, чтобы быстро получить наличные оборотные средства. Так, Rolf, например, за счет распродаж получил 200 млн долларов. Теперь, когда деньги получены, продавать машины себе в убыток никто не будет», – говорит Олег Дацкив, руководитель проекта Auto-dealer.ru. Ряд автодилеров уже объявил о повышении цен на автомобили. Сегодня об этом сообщил Ford. По словам пресс-секретаря «Форд мотор компани» Екатерины Кулиненко, 5-процентное удорожание с 1 января коснется всех пассажирских автомобилей Ford местного производства и импортируемых в Россию. На прошлой неделе о повышении цен на автомобили объявили Toyota и AвтоВАЗ. Японский автоконцерн Toyota повышает цены на свои автомобили в РФ на 6,4−6,6%, сообщило российское представительство компании. Изменение цены произойдет уже 8 декабря и коснется всех импортируемых моделей Toyota и Lexus. «Цена на автомобиль Toyota Camry российского производства останется без изменений, так как производственные расходы исчисляются в рублях», – подчеркнули в компании.

АвтоВАЗ также утвердил планы по увеличению розничных цен на автомобили Lada с 1 января 2009 года. Правда, тольяттинские машины подорожают менее заметно – на 2-3% в среднем по модельному ряду.

В ноябре цены на автомобили уже подняли дилеры Mazda и Audi. Mazda подорожала на 15%, Audi – на 2%.

И это далеко не предел. По мнению Олега Дацкива, в будущем году автомобили могут подорожать на целых 20-25%. Основных причин три. Во-первых, укрепляются доллар и йена. Вслед за этим автоматически должны дорожать корейские и японские автомобили. И речь идет не только об автомобилях, произведенных в последние месяцы, но и ранее. «Поскольку приобретались они частично с отсрочкой платежа, и теперь дилер должен вернуть производителю большую сумму», – говорит Дацкив.

Вторая причина – повышение таможенных пошлин, которое коснется уже всех иномарок, а не только корейских и японских. Комиссия Белого дома по защитным мерам повысила пошлины на импорт новых иномарок с 25% до 30%. Когда новые правила начнут действовать, неизвестно, но автодилеры уже готовы к компенсации новых издержек. «С 1 января цены повысятся еще на 1%, а затем, как только вырастут таможенные платежи, цена возрастет еще процентов на 8», – говорит Дмитрий Федоренко, менеджер по продажам «Ауди центр Москва». Дацкив считает, что повышение пошлин спровоцирует 10-процентное подорожание автомобилей.

И, наконец, третья причина роста цен – уменьшение оборота. «В частности, производители будут компенсировать снижение объемов продаж увеличением наценки», – отмечает Константин Романов, аналитик ИК «Финам».

О сокращении производства заявили уже многие европейские автоконцерны – ВМW, Opel и другие. Завод BMW сокращает производство на 1,5 млн автомобилей. Автоконцерн не желает работать «на склад», как и не собирается снижать цены. Российский дилер Opel сообщил, что сейчас распродается то, что было заказано до середины года. Новых поставок с завода нет.

Таким образом, предложения на автомобильном рынке будет меньше, а машины станут дороже. Дацкив советует всем, кто планировал купить автомобиль, делать это сейчас. «Лучше предложения уже не будет», – говорит он. С ним согласен и старший менеджер отдела продаж «Автомир Peugeot» Алексей Олейник. Акции будут действовать на остатки автомобилей 2008 года выпуска. Программа рассрочки от автодилера, возможно, не продержится и до конца декабря. «Дело в том, что фактически дилер по программе рассрочки дает клиенту скидку в размере процентов по кредиту, выплачивая их непосредственно банку, с которым он работает. Ставка же по кредиту не может быть меньше ставки рефинансирования, которая все время растет. В результате эта программа может загнать нас в прямые убытки», – говорит Олейник. Сейчас программой рассрочки своих клиентов активно привлекают Peugeot и Citroen.

Желающим приобрести автомобиль в будущем году неприятный подарок преподнесут и страховые компании. «Основные игроки рынка – крупные страховщики поднимут процент по каско, – считает заместитель генерального директора „Эксперт РА” Павел Самиев. – Коэффициент убыточности и сейчас уже высокий. А когда рост страховых премий замедлится, страховщики просто не смогут финансировать своих старых клиентов за счет новых. Без повышения цен им придется работать сильно в убыток».

Если учесть при этом, что все больше россиян теряют работу и лишаются части своих зарплат, то можно констатировать, что автобум в России закончился. Машина теперь, как и десять лет назад, станет предметом особой роскоши для россиян.