Автопром ударил по «Северстали»

Светлана Локоткова
15 декабря 2008, 10:01

Никто особенно не удивился утреннему прыжку вниз на 5%, из-за которого пришлось на время приостановить торги на обеих площадках. А что еще было делать, когда сенат США отказался профинансировать «детройтскую тройку», после чего повалились все мировые рынки. Но ближе к вечеру ситуация начала исправляться. Покупки появились и в связи с неплохой статистикой, и в связи с полемикой Белого дома. Последний заявил, что правительство должно вмешаться, так как последствия краха автопроизводителей будут очень тяжелыми для экономики США. Белый дом рассматривает вариант использования средств, выделенных в рамках программы помощи финансовому сектору. На этой новости взлетели фьючерсы на Америку, да и сами заокеанские площадки открылись существенно лучше ожидаемого. А российский рынок по итогам пятничной сессии потерял не так уж много: индекс РТС опустился на 2,70%, до 652,21 пункта, индекс ММВБ – на 1,33%, до 620,53 пункта.

Многим голубым фишкам удалось даже закрыться в плюсе. Например, «ЛУКойл» смотрелся очень хорошо, прибавив 2,16%. Видимо, инвесторы вспомнили про неплохую недавно опубликованную отчетность за девять месяцев. ВТБ и Сбербанк также завершили день в зеленой зоне.

А вот хуже всего у нас, естественно, смотрелись черные металлурги. Те самые ММК, НЛМК и «Северсталь», которые до этого высоко взлетали на новостях о поддержке американского автопрома. А теперь индекс Micex M&M оказался аутсайдером – 6,72% минуса.

«Северсталь» потеряла около 12% капитализации. И это при том, что еще 9 декабря ее акции показывали практически 10-процентный рост, в то время как индекс ММВБ снижался на 1,39%. «Основной причиной роста акций „Северстали” на этой неделе, по нашему мнению, является объявление о поддержке правительством США автомобильной отрасли страны, – говорил тогда Олег Петропавловский, аналитик ФГ БКС. – Большинство активов компании в этой стране занимаются производством продукции именно для автопрома».

Однако уже на следующий день бумаги компании демонстрировали отрицательную динамику, тогда как все остальные росли: на закрытие 11 декабря акции «Северстали» снизились на 2,7%, а индекс ММВБ вырос на 1,66%.

Впрочем, если снижение четверга можно было назвать скорее коррекцией на волне фиксации прибылей, то в пятницу случился полный обвал. Причина – все тот же американский автопром.

События развивались следующим образом. Сначала демократическое большинство в конгрессе США и Белый дом согласовали план помощи автоконцернам General Motors, Ford и Chrysler. Утверждалось, что стоимость пакета федеральной помощи составит около 15 млрд долларов. Это было значительно меньше суммы в 34 млрд долларов, которую просит «большая детройтская тройка», но инвесторы воспрянули духом. А 11 декабря республиканская часть сената заблокировала законопроект по спасению автопрома.

И больше всего от этого пострадала у нас «Северсталь» – как компания, которая широко развернулась в Америке. Severstal North America является четвертым по величине производителем стали в США. Она стратегически выгодно расположена по соседству со штамповочными и сборочными производствами компании «Форд» и близко к основным потребителям североамериканской автомобильной промышленности. Severstal North America занимает 5% рынка стального листового проката США и 8% рынка поставок стали для автомобильной промышленности. Компания Double Eagle, совместное предприятие компании Severstal North America и корпорации US Steel, имеет крупнейшую в мире линию электроцинкования стали годовой производительностью 800 тыс. тонн.

В целом рынок опять охотно верит словам, а не делу. Это косвенно сигнализирует о том, что ему очень уж хочется расти, а жестокие реалии не дают. Оптимисты верят: в случае исправления внешнего фона, то есть спасения GM–Ford–Chrysler, видимо, предновогоднее ралли все же можно будет увидеть.