Спасти ГАЗ

3 декабря 2008, 12:51

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился в федеральное правительство с просьбой поддержать предприятия группы ГАЗ, которые в связи с глобальным экономическим кризисом испытывают острый дефицит оборотных средств. Как сообщил вчера замгубернатора Владимир Иванов, по расчетам регионального правительства, основанным на данных компании, ГАЗу сейчас требуется около 45 млрд рублей. Из этой суммы 15 млрд нужно на финансирование операционной деятельности нижегородских предприятий (Горьковского автозавода, Заволжского завода гусеничных тягачей и «Павловского автобуса»), а 30 млрд – на поддержку других предприятий группы. Речь идет о предоставлении долгосрочного беззалогового кредита на нормализацию работы самого ГАЗа, его поставщиков и дилеров.

В середине ноября компания направила обращение президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность предоставления ГАЗу кредита Внешэкономбанка, но не под 30%, как сейчас предлагают коммерческие банки, а под 12-13% годовых. ГАЗ запрашивал 45 млрд рублей, в том числе 15 млрд – на проектное финансирование для Ярославского завода дизельных двигателей. ГАЗ уже вложил в проект создания нового семейства дизельных двигателей ЯМЗ-530, отвечающего стандарту «Евро-4», собственные 2,7 млрд рублей и готов и дальше вкладывать средства. Но основной массив затрат группа планировала осуществить за счет кредита ВЭБа. Вчера на совещании в Ярославле премьер-министр РФ Владимир Путин позитивно оценил перспективы выделения «Автодизелю» кредита в размере 10,7 млрд рублей. «Конечно, будем рассматривать этот вопрос на наблюдательном совете ВЭБа и внимательно проанализируем все составляющие проекта. У него много плюсов, чтобы решение было положительным», – заявил Путин. Председатель ВЭБа Владимир  Дмитриев сообщил на совещании, что кредитный комитет банка рассмотрит вопрос о выделении кредита на заседании в середине декабря.

О судьбе остальной суммы необходимых ГАЗу средств пока ничего определенного сказать нельзя. Между тем о проблемах с ликвидностью на ГАЗе стало известно в октябре 2008 года. Тогда из-за нехватки оборотных средств Горьковский автозавод остановил главную производственную линию – конвейер по сборке легких коммерческих грузовиков «Газель» мощностью 210 тыс. машин в год. Заместитель председателя правления группы ГАЗ Елена Матвеева говорила о том, что гибкий производственный план сохранится на ближайшие два-три месяца. Согласно ему, месячный объем производства снизится на 13% (примерно на 2 тыс. автомобилей) и будет соответствовать реальному спросу. Одновременно ГАЗ остановил нерентабельную линию по производству легковых автомобилей «Волга» годовой мощностью 40 тыс. машин.

Продажи легкого коммерческого транспорта ГАЗа (обеспечивают 40% доходов группы) на 30-40% зависят от кредитов, доступ к которым у покупателей сейчас ограничен. Испытывают дефицит оборотных средств и дилеры автозавода, работающие с ним на условиях предоплаты. В это же время у ГАЗа возникли трудности с оплатой поставок металла с Новолипецкого и Магнитогорского меткомбинатов, которые прекратили отгрузку металла на ГАЗ. От некоторых закупок ГАЗ временно отказался сам, имея трехмесячные складские запасы. По словам Елены Матвеевой, задолженность по металлу образовалась летом, когда металлурги на 50% повысили цены на свою продукцию. Рекордные цены на сталь привели к тому, что рост себестоимости производства в первом полугодии 2008 года (22,5%) превысил рост выручки (19,9%). Это стало основной причиной и снижения чистой прибыли компании на 16%, до 2,821 млрд рублей. Рентабельность EBITDA снизилась за отчетный период с 11 до 9%. Объем долга компании вырос с 198 млн долларов в конце 2007 года до 488 млн долларов на конец первого полугодия 2008 года. При этом две трети долгов автопроизводителя – краткосрочные кредиты, поэтому перед ГАЗом в ближайшее время встает проблема рефинансирования задолженности.

Бизнес-стратегия группы в период кризиса предусматривает снижение операционных расходов (себестоимость производства и продаж, административные издержки), оптимизацию персонала (в начале 2009 года Горьковский автозавод сократит 1,2 тыс. сотрудников), сокращение оборачиваемости средств. Будет сохранен и гибкий производственный график. В ближайший год ГАЗ будет производить ровно столько автомобилей, сколько можно продать за реальные деньги.