Налоги вместо субсидий

Алексей Кудрин предлагает заменить трансферты регионам на дополнительные налоговые доходы. Такая идея не нравится ни экспертам, ни региональным чиновникам. А про муниципалитеты он вообще забыл.

Вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин предлагает передать регионам дополнительные налоговые доходы взамен на отказ от субсидий и субвенций. Выступая сегодня на коллегии Минфина, он отметил, что нужно вернуться к принципу разграничения бюджетных обязательств. «Федеральный бюджет остается перегружен непрофильными для него расходами и в сфере образования, здравоохранения, природопользования и других отраслях, – сказал Кудрин. – Необоснованно, на мой взгляд, возросло число субсидий и субвенций (из федерального бюджета бюджетам других уровней), которые усложняют администрирование».

Глава Минфина считает, что задачи в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, которые стоят перед субъектами, можно решать не за счет предоставления таких субсидий, а за счет передачи регионам дополнительных налоговых доходов. «Если уж на то пошло, давайте передавать дополнительные налоги на эти уровни, которые требуют существенного улучшения состояния этих сфер, а не помогать отдельными субсидиями, которые носят прерывистый, нестабильный характер и не всегда эффективны», – заявил Кудрин.

Как ни странно, идея Кудрина заменить субсидии на налоги не нравится ни экспертам, ни региональным чиновникам.

«Странно, что Кудрин выступил с такой инициативой, поскольку подобные вещи всегда отметались Минфином», – говорит заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. По его мнению, дотации более предсказуемы и прогнозируемы, нежели налоги. Особенно в кризис. «Что сейчас можно предложить регионам? – рассуждает Дерюгин. – 2% налога на прибыль (оставшиеся 18% уже идут в региональные бюджеты), нефтяные налоги (например, НДПИ) и НДС. Но оставшиеся 2% налога на прибыль погоды не сделают, наоборот, прибыль вообще у всех падает, нефтяные налоги непрогнозируемы – особенно сейчас. НДС – налог неравномерный – платится организациями не по месту деятельности, а по месту регистрации, в результате большая часть всех поступлений будет сосредоточена в Москве».

В результате, по мнению Дерюгина, налоговых денег регионам будет не хватать, они будут просить дополнительной помощи из центра, который не сможет им отказать. Все это выльется в проблемы взаимоотношений регионов и центра и в дополнительные расходы из федерального бюджета.

Регионы уже воспринимают инициативу Кудрина в штыки. «Желание центра передать сейчас регионам право на сбор дополнительных налогов вполне понятно. В стране кризис, и надо будет как-то объяснять народу, почему жить с каждым днем становится все тяжелее. После передачи налогов у центра будет возможность заявить в эфире федеральных каналов: «Мы же отдали вам все полномочия. Это губернаторы воруют и не умеют работать». «Это попытка сбросить с себя ответственность в критический период, – возмущается Константин Окунев, депутат законодательного собрания Пермского края. – Таким образом, этот ход будет экономически и политически целесообразным опять же для узкого круга правящей элиты, но ни для регионов, ни для населения страны он не принесет позитива. Налоги надо было отдавать в период экономического роста – чтобы дать возможность регионам проявить свою состоятельность и решить насущные проблемы на местном уровне. Сегодня же, напротив, нужна четкая централизация и унификация всех финансовых процессов. Центр должен взять на себя всю ответственность».

Член комитета по бюджету Самарской губернской думы Гумар Валитов менее категоричен, но считает, что в каждом конкретном случае налоговые отчисления с территории региона и выплаты субвенций и субсидий должны устанавливаться индивидуально. «То есть в Бюджетном кодексе должен быть установлен какой-то минимальный размер налоговых отчислений, а дальше уже надо смотреть по обстановке. Правительство должно непрерывно мониторить ситуацию во всех регионах и в зависимости от этого или сокращать сумму налоговых перечислений в федеральный центр (если ситуация в регионе благополучная), или же помогать субвенциями и субсидиями», – говорит депутат.

«В нынешней ситуации сложно сказать, что регионам более интересно – дополнительные налоги или субсидии, – соглашается заместитель начальника отдела методологии налогового законодательства департамента финансов Краснодарского края Людмила Клепанович. – Надо все считать, смотреть динамику. С одной стороны, это надежно, если нам вернутся рассчитанные по трансфертам деньги. Но ведь и объемы субсидий будут, скорее всего, сокращаться. Сейчас это спрогнозировать невозможно. С другой стороны, тоже вопрос, сколько в условиях кризиса мы соберем налогов. Поступления от НДС сокращаются, и даже если федеральные власти передадут в регионы часть этого налога, она будет ниже той суммы, что мы получим от федералов по закону. Все же мы рассчитываем в большей степени на свои силы, потому что хотя на Кубани спад в экономике есть, но он не катастрофический».

«При этом региональные бюджеты имеют значительные обязательства перед жителями и юридическими лицами, – отмечал в начале апреля в своей колонке на нашем сайте заместитель директора ИНОП Михаил Рогожников. – Из их расходной части финансируется более половины всех бюджетных трат на ЖКХ, скорую помощь, общее и дошкольное образование; почти половина расходов на больницы, социальное обеспечение населения, культуру, дорожное хозяйство и транспорт, сельское хозяйство; треть расходов на милицию. Теперь расходные статьи региональных бюджетов начинают быстро сокращаться – вслед за доходными. В более сложном положении оказываются промышленно развитые области. Доля федерального трансферта в доходной части их бюджетов ниже, чем в отсталых регионах. А помимо него, основными источниками доходов регионов являются налоги на прибыль и на доходы физических лиц. Первый источник из-за сокращения производства и падения цен на его продукцию где-то сократился уже вполовину, и это не предел. Второй – тоже сокращается, хотя он, конечно, гораздо более надежен. В итоге бюджеты секвестируются на треть и более. Итог – рост безработицы и промышленный спад».

Но самое опасное состояние сейчас у муниципалитетов. «Гораздо важнее другое – правительство сейчас думает, как помочь регионам, а вот что делать с муниципалитетами, на которых лежит больше всего полномочий и у которых меньше всего денег? Им надо помогать!» – говорит Валитов.

Так, по мнению президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), мэра самого крупного в России муниципального образования – Новосибирска – Владимира Городецкого, необходимо полностью передать на местный уровень транспортный налог, а также нормативно закрепить долю подоходного налога, зачисляемого в бюджет города. По оценке Городецкого, надо обеспечить муниципалитеты условиями для формирования в каждом из них «бюджета развития». В Новосибирске за последние три года такой бюджет вырос с 1,2 млрд рублей до 5 млрд рублей. Однако не все города имеют возможности, сопоставимые с возможностями столицы Сибири.

Скорее всего, инициативы Кудрина, все же останутся лишь словами, считают эксперты. И вот почему. Сейчас Минфин вообще является главным ньюсмейкером российского экономического поля. Что ни день – то новые громкие заявления высших чиновников ведомства. Вчера обсуждались изменения взимания НДС и НДПИ, сегодня ЕСН, неделю назад Кудрин сказал, что ожидает в ближайшее время вторую волну кризиса, сегодня – что хорошей жизни не будет 10-50 лет. Такая бурная словесная активность наводит на подозрения, что не все высказанные предложения хорошо продуманы и просчитаны. А значит, вряд ли все они реализуются в виде законов.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Коронавирус: глобальной эпидемии не будет
    2. Банкам умерят аппетит
      Кредитным организациям могут запретить наживаться на чрезмерных комиссиях
    3. Акции в небесах, нефть на дне
      Мировые фондовые рынки решили, что вопрос коронавируса исчерпан, и на них опять царит оптимизм. Под давлением остается лишь нефть. Но на самом деле все должно быть наоборот
    Реклама