Ссора нарастает

14 августа 2009, 16:57

На этой неделе компания First Quantum (FQ), выступающая соинвестором строительства Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ) в порту Усть-Луга в Ленинградской области, предложила соинвестору – транспортной группе FESCO – выйти из проекта. В FQ заявляют, что не согласны с приостановкой финансирования со стороны партнера, потому как «приостановка инвестиций в строительство УЛКТ на неопределенный срок ставит под угрозу завершение объекта и может означать прекращение крупнейшего международного проекта в сфере терминального бизнеса». Поэтому FQ призвала FESCO перераспределить свою долю между остальными акционерами, но «внятного ответа», как утверждает FQ, на сегодняшний день от своего стратегического партнера на это предложение не получила.

По замыслу федерального правительства, Усть-Луга должна стать крупнейшим морским транспортным узлом страны. Строительство контейнерного терминала, о котором идет речь, началось в апреле 2007 года. По проекту после ввода в эксплуатацию всех его очередей пропускная способность контейнерного терминала составит 3 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Общий объем инвестиций в строительство УЛКТ запланирован в размере 800 млн долларов. Основной инвестор проекта, которому принадлежат 80% акций терминала (еще 20% – у портового оператора Eurogate), – Национальная контейнерная компания (НКК), владельцами которой в равных долях выступают First Quantum и FESCO. Последняя и заявила в начале августа о том, что строительство УЛКТ прежними темпами нецелесообразно. «На сегодняшний день 160 млн долларов, уже инвестированных в строительство терминала, профинансированы за счет собственных средств акционеров, более 80% из них – в равных долях FESCO и First Quantum. Но в сложившихся условиях резкого снижения контейнерного грузопотока и с учетом перспектив его восстановления реализация проекта в соответствии с ранее намеченным графиком инвестиций и строительства лишена экономической целесообразности», – заявила FESCO, подчеркнув при этом, что «никогда не ставила под сомнение необходимость строительства терминала, который является стратегическим для компании».

В FESCO также особо подчеркнули, что опасаются несвоевременной конкуренции между УЛКТ и другим контейнерным терминалом, расположенным неподалеку – в Петербургском порту. Первый контейнерный терминал (ПКТ), контролируемый FESCO, расположен в юго-западной части Северной столицы и является крупнейшим контейнерным терминалом морского порта Санкт-Петербург. «С учетом различной структуры акционеров ПКТ и УЛКТ обеспечение загрузки УЛКТ за счет объемов действующего терминала ПКТ, несомненно, является невыгодным для обоих акционеров НКК – FESCO и First Quantum», – говорилось в сообщении FESCO. Однако в FQ, доля которой в УЛКТ выше, чем в ПКТ, очевидно, считают иначе, хотя, по расчетам отраслевых аналитиков, объемы перевалки контейнеров на терминалах петербургского порта в этом году снизятся на четверть по сравнению с прошлым годом и в регионе в скором времени может появиться заметный перевес предложения по приему контейнеров с морских судов над спросом со стороны грузовладельцев.

Тем не менее за скорейшую достройку терминала в Усть-Луге выступают и другие участники этого проекта, в том числе и государство. «Мы вложили в этот проект государственные деньги, поэтому заинтересованы в его реализации в заявленные сроки», – высказал отношение государства к этому конфликту генеральный директор Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Анатолий Штин (его компания уже профинансировала дноуглубительные работы у причалов УЛКТ). Несмотря на эти корпоративные разногласия по поводу контейнерного терминала, компания «Усть-Луга», выступающая координатором строительства порта, сообщила, что ожидает 50-процентного увеличения инвестиций в этом году (по сравнению с прошлым) – до 30 млн рублей. 800 тыс. рублей вложат РЖД, 2,9 млн рублей – федеральный бюджет, еще 26 млн рублей – частные компании. Сейчас в порту действуют: многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (производит перегрузку автомобилей, введен в июне 2008 года), «Универсальный перегрузочный комплекс» (запущен в конце 2008 года), серный терминал (начал работу весной 2009 года), «Ростерминалуголь» и лесной терминал «Фактор». Кроме того, производится обработка паромов «Росморпорта», которые обслуживают линию Усть-Луга–Балтийск (Калининградская область).

Учитывая, что строительством терминалов в порту Усть-Луга активно интересуется лично премьер Владимир Путин, а создание УЛКТ тесно связано с терминалом First Quantum в Вильгельмсхафене, который поддерживается правительством Германии, следует ожидать скорого вмешательства в конфликт акционеров Усть-Лужского контейнерного терминала представителей государства.