Вашингтон решил не реализовывать программу размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, утверждает польская пресса. Как сообщила Gazeta Wyborcza, в окружении премьер-министра Польши Дональда Туска это уже ни для кого не секрет. Об этом рассказал изданию Dziennik Витольд Ващиковский, в прошлом замглавы МИДа и главный польский переговорщик по вопросу ПРО. По его словам, США могут отказаться от подписанного ранее соглашения и пойти навстречу требованиям России.
Поводом к возобновлению дискуссий по этой теме стала конференция, которая проходила в США на прошлой неделе. В центре внимания были перспективы развития в сфере противоракетной обороны. Совещались представители Пентагона и руководство оборонной промышленности. Вопрос ПРО в Европе затронут не был. Это насторожило журналистов. «Сигналы, которые направляют генералы в Пентагоне, абсолютно ясны – что касается ПРО, то нынешняя администрация ищет другие решения, нежели прежние – в Польше и Чехии», – заявил Gazeta Wyborcza Рики Эллисон, председатель «Альянса в защиту противоракетной обороны». Вместо перехватчиков в Польше и радара в Чехии, сообщил он, «администрация Барака Обамы предпочитает размещать ракеты-перехватчики на кораблях, а также на базах в Израиле, Турции и, возможно, где-нибудь на Балканах».
Неуместная идея
Похоже, для Анкары такая постановка вопроса стала новостью. По крайней мере, факт существования запроса о размещении элементов ПРО опроверг сегодня глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу: «Подобных просьб к нам пока не поступало. Все сообщения на этот счет основаны на слухах». Вместе с тем отметим, что сегодня генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен нанес визит в Турцию. По официальной версии, темой переговоров стало участие дополнительного турецкого контингента в коалиции альянса в Афганистане. Затрагивалась ли тематика ПРО, неизвестно. Однако не секрет, что идея размещения элементов противоракетной обороны в этой стране ранее у Вашингтона появлялась. Эта информация проскальзывала в прессе, но никогда не достигала формата официальных сообщений. Не исключено, что вопрос дискутировался. Но Турции, претендующей на роль лидера в регионе и ведущей активную внешнюю политику, совершенно невыгодно портить отношения с Ираном, ради давления на который, по официальной информации США, и затеян отнюдь не дешевый проект третьего кольца ПРО. Анкаре так же невыгодно конфликтовать с Москвой, подозревающей Вашингтон в намерении выставить радары и перехватчики для контроля над ее территорией: Турция претендует на роль мирового транзитера энергоносителей, в том числе российских, а львиная доля бюджета формируется за счет российских туристов. С другой стороны, эта страна состоит в НАТО. Таким образом, вопрос о базе ПРО для Анкары – вовсе не простой.
Официальное опровержение информации об отказе Вашингтона от европейского проекта поступило сегодня от помощника госсекретаря США по связям с общественностью Филипа Кроули. Правда, опровержение было не слишком категоричным: «Я бы назвал это сообщение неточным. Наш обзор системы ПРО продолжается и не достиг завершения».
Политический торг
Вслед за Gazeta Wyborcza и Dziennik новость об отказе от размещения противоракетной обороны в Восточной Европе подхватили мировые СМИ. Американская The Washington Times опубликовала передовицу «Обама бросает Польшу и Чехию». И утверждает, что затеян «большой торг – отказ от размещения ПРО в Восточной Европе в обмен на обещания России помочь в мотивировании Ирана к отказу от ядерной программы». Несмотря на официальные опровержения такой постановки вопроса, пишет британская Independent, очевидно «изменение в риторике». А французская Le Figaro утверждает: руководители новой Европы «боятся, что Барак Обама принес в жертву их интересы ради сохранения хороших связей с Кремлем».
Такой вывод основан на мнении Рики Эллисона, высказанном все той же Gazeta Wyborcza. По его словам, главная причина изменений позиции в том, что «новая администрация обращает большее внимание на аргументы России». Отметим, в ходе визита в Москву Барак Обама пообещал Дмитрию Медведеву учитывать «озабоченности России». «Люди Обамы полагают, что многие мировые проблемы проще решать вместе с Москвой, – продолжает Эллисон. – Для многих демократов приоритетом является разоружение и достижение договора о сокращении стратегических вооружений с Россией, и они готовы многим пожертвовать». Он уверен в том, что администрация Обамы будет вести «жесткие переговоры с русскими, пытаясь получить за уступки как можно больше». Таким образом, дело в цене. Ну а официальное объявление об отказе от программы появится, когда цена будет согласована.
«Это не политический базар, – заявил „Эксперту Online” Анатолий Уткин, директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН. – Мы находимся в мире убийц, самоубийц и Саяно-Шушенской ГЭС. В жестоком мире, где идет схватка. В этой схватке американцы продолжают антироссийскую политику страны самого большого в мире блока».
Надавить на Иран
Пожелания Америки были названы в последнее время не раз: как минимум это российская помощь в ядерном разоружении Ирана и компромиссный вариант договора об СНВ-2.
Совершенно очевидно, что Москва не будет прилагать усилия к тому, чтобы Тегеран отказался от ядерной программы. Во-первых, эта идея получила в Иране формат национальной. От нее не откажется ни одно правительство этой страны – ни нынешнее, ни оппозиционное ему, по крайней мере, в обозримой перспективе. А у Москвы нет столь мощных рычагов влияния на эту страну. Во-вторых, потому, что России невыгодно терять важного регионального партнера, мощного игрока в исламском мире, соседа, обладающего запасами газа и нефти. «Нам очень важно иметь хорошие отношения с Ираном, – уверен Анатолий Уткин. – Эта страна, в отличие от других, никогда не поддерживала чеченских сепаратистов. Когда в Таджикистане, ближайшей Ирану по вере и языку стране, была страшная гражданская война (1992-1997), в которой погибли около миллиона человек, Тегеран никогда не использовал эту ситуацию для того, чтобы ослабить Россию на ее крайнем южном фланге. Мы все это ценим и помним».
В качестве альтернативы ядерной программе Москва предложила Тегерану несколько вариантов для выхода из международной изоляции: в частности, мы обогащаем уран для него, строим АЭС. Переговоры на эту тему время от времени возобновляются, о позитивных сдвигах не сообщается, следовательно, их нет. Эти простые решения неприемлемы для ИРИ. Давление другого характера – неприемлемо для России. Он и американцы не остановили Индию и Пакистан от разработки атомных бомб. «Пакистан скоро будет в руках талибов – их там около 200 млн человек, и они будут вооружены 150 ядерными боеголовками», – напоминает американист.
Вашингтон, скорее всего, понимает, что требовать от России отказа от союзничества с Ираном в ответ на неразмещение элементов ПРО в Европе бессмысленно. Тем более что Россия готова поставить на боевое дежурство РК «Искандер» под Калининградом в случае появления перехватчиков и радаров у своих западных рубежей.
Заполучить союзников
Вашингтон хочет обрести союзника в лице Москвы. В тактическом и стратегическом аспекте эта цель понятна. Сегодня США в сложной ситуации. Вдобавок к экономическому кризису они не победили в Ираке, увязли в Афганистане, не могут справиться с Ираном. Перспективы так же нерадостны: страна теряет мировое лидерство. «В будущем США противостоит гигантский Китай, где полтора миллиарда людей. Согласно прогнозам, к 2050 году его валовой национальный доход составит около 53 трлн долларов, американский – на 10-15 трлн меньше. Китай станет индустриальным центром мира», – уверен Уткин.
К тому же США смущает потенциал ШОС, где в качестве наблюдателей фигурируют Индия, Китай, Иран, Афганистан. Это большая часть человечества. В том числе Америку волнует и перспективный военный потенциал этой организации. В такой ситуации Вашингтону интересна позиция Москвы, вместе с которой он владеет 95% ядерного потенциала мира.
Если «союзническая» версия верна, то США не станут тесно увязывать свой отказ от ПРО с решением иранской ядерной проблемы. И соотносить дату официального подтверждения смены курса с действиями Москвы. Нынешние «утечки» по ПРО в Восточной Европе делаются, скорее всего, в большей мере в расчете и на «внутреннее пользование». Идет «обкатка» такого внешнеполитического шага, оцениваются реакция республиканцев и демократов и шансы прохождения этого решения в палатах парламента. Да и налогоплательщикам полезно знать, что администрация в эпоху кризиса отказывается от дорогостоящих проектов. А это в конечном счете самые важные союзники.