ГАЗ усилили выходцем из GM

7 августа 2009, 14:37

Бывший топ-менеджер обанкротившегося концерна GM и нынешний председатель совета директоров ОАО ГАЗ Бо Андерсен назначен президентом группы ГАЗ. Об этом сообщает пресс-служба автогиганта, добавляя, что на новом посту Андерсон совместит разработку стратегии развития компании с руководством ее текущей операционной деятельностью.

Должность президента на ГАЗе введена впервые. Нынешний председатель правления ГАЗа Сергей Занозин, до сих пор осуществлявший оперативное управление, остается на своем посту, но подчиняться будет Андерсону. И если президент группы в ближайшей перспективе займется обеспечением «оптимального соотношения качества продукции и расходов всех уровней», то Занозин сконцентрируется на ключевых актуальных задачах — повышении объема продаж всей продукции компании и развитии дилерских сетей. «Данное распределение функционала позволит обеспечить выполнение бизнес-плана для успешной реструктуризации задолженности компании, выпуск новых продуктов, повышение рентабельности и капитализации компании», — отмечают в пресс-службе ГАЗа.

53-летний Бо Андерссон — выпускник Военной академии Швеции — имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского университета и является выпускником программы высшего менеджмента университета Гарварда. Карьеру в автомобилестроительной отрасли он начал в 1987 году, получив должность менеджера GM по взаимодействию с компанией Saab. В 1990 году был назначен вице-президентом Saab по закупкам. В 1993 году Андерсон перевелся обратно в GM в качестве исполнительного директора по закупкам электротехники, а в 1994-м возглавил группу по закупкам химических компонентов. После нескольких лет работы на руководящих позициях в 1997 году Андерсон получил должность вице-президента по закупкам европейского отделения GM. В 1999 году он вернулся в Северную Америку, где возглавил направление по международным закупкам GM. С апреля 2007 года по июнь 2009-го был вице-президентом GM Group по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков. В июне этого года Андерсон стал советником Дерипаски по автомобилестроению, одновременно возглавив совет директоров ОАО ГАЗ.

«Наша цель — не просто выстоять в кризисный период, но и выйти из него с новыми продуктами и более высоким качеством. Андерсон будет заниматься реализацией этой стратегии, а также отвечать за текущую операционную деятельность компании», — говорил в конце июля владелец ГАЗа Олег Дерипаска. Его слова в принципе объясняют причины перестановок в топ-менеджменте компании. «Думаю, что опыт Андерсона понадобится российской автомобилестроительной империи Дерипаски, которая стремится заполучить передовые западные технологии. В настоящее время прорабатывается вопрос стратегического партнерства Magna, ГАЗ и Opel в производстве немецких автомобилей в России. Это может поднять наш автопром на качественно новый уровень», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Андрей Диргин. Действительно, группа ГАЗ в качестве индустриального партнера входит в консорциум с канадской Magna и Сбербанком РФ, созданный для покупки немецкого автопроизводителя Opel (ныне подконтрольного GM). ГАЗ предложил свою площадку в Нижнем Новгороде для производства автомобилей Opel в России, в случае если GM согласится продать свое европейское подразделение именно российско-канадскому консорциуму. Переговоры о сделке пока идут, камнем преткновения для американцев выступает вопрос о правах на интеллектуальную собственность GM. Как пишет в своем блоге вице-президент GM Джон Смит, предложение другого претендента на покупку Opel — бельгийской инвесткомпании RHJ — имеет более простую структуру и к нему GM имеет «очень мало серьезных вопросов». Однако на стороне российско-канадского консорциума выступает в том числе правительство Германии. Впрочем, не все аналитики видят в назначении Андерсона подготовку к дальнейшему партнерству с Opel. «Нет, эти процессы никак не связаны друг с другом. Не надо забывать, что сделка пока не состоялась и может победить другой претендент, а назначить топ-менеджера под проект с неясными перспективами — это верх безрассудства, господин Дерипаска ранее в этом не был замечен. Не думаю, что он изменил своим убеждениям», — считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Примечательно, что одновременно с назначением президента компании Дерипаска произвел еще одну кадровую перестановку на ГАЗе. Вице-президентом по финансам группы ГАЗ назначена Светлана Соколова, с 2002 по 2008 годы работавшая генеральным директором агентства «Роспечать», а с прошлого года ставшая советником генерального директора ООО РАИНКО (эта компания, как известно, управляет непрофильными активами Дерипаски). Именно она теперь возглавит дальнейший процесс реструктуризации задолженности компании. Напомним, к апрелю текущего года долг группы ГАЗ достиг 45 млрд рублей, в июле правительство объявило о решении выделить автогиганту 20 млрд рублей в качестве госгарантий по кредитам на рефинансирование долга компании, а также о выделении 5,6 млрд рублей предприятию «Автодизель» на запуск нового производства. В середине июля комитет кредиторов ГАЗа согласовал условия реструктуризации долга. Согласно им, банки дадут ГАЗу отсрочку по погашению кредитов на пять лет. В течение первого полугодия ГАЗ не будет платить даже процентов, потом в течение двух лет будет действовать мораторий на погашение основного долга. В 2009 году ставка составит 17% годовых, затем — ставка рефинансирования ЦБ плюс 4%. Сегодня стало известно, что именно Сбербанк станет лид-менеджером синдиката банков при реструктуризации задолженности группы. По словам зампреда правления Волго-Вятского банка Сбербанка России Александра Лезова, синдикат будет создан к осени, в нем примут участие более десяти банков, причем «Сбер» выступит одновременно и организатором, и агентом по сделке. «Сбербанк будет осуществлять техническую работу по сбору и перечислению средств другим банкам-кредиторам, — сказал Лезов. — Вся ссудная задолженность будет погашена синдикатом. После этого будет выдан новый кредит под залог имущества группы».