Цена непредвиденного

Ирина Гахова
10 сентября 2009, 20:07

Еще до завершения расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС страховщики признали данный случай страховым. Однако сама авария, ущерб от которой, по предварительным оценкам, составил около 40 млрд рублей, уже заставила страховщиков и перестраховщиков пересмотреть свой подход к оценке рисков в гидроэнергетике. А пока РОСНО сможет компенсировать «Русгидро» только 1/6 часть ее потерь.

Имущество Саяно-Шушенской ГЭС, авария на которой стала беспрецедентной в гидроэнергетике, было застраховано компанией РОСНО «от всех рисков» с лимитом ответственности страховщика на один страховой случай в 200 млн долларов. Большая часть рисков по договору была перестрахована у крупнейших в мире перестраховщиков. Распределение долей по договору перестрахования не разглашается, известно только, что основным перестраховщиком является компания Munich Re.

Называемая сумма потерь – 40 млрд рублей – почти в 26 раз превысила максимальную оценку возможного убытка от аварии, которую прежде давал предстраховой эксперт – 50 млн долларов. РОСНО взяла на себя ответственность на сумму в четыре раза большую, и все равно даже она сможет компенсировать «Русгидро» только 1/6 часть ее потерь.

«В мировой практике еще не было аварий на ГЭС, равных этой по размеру и масштабу разрушений, – отметил Ханнес Чопра, генеральный директор РОСНО, глава „Allianz Евразия”, на днях вернувшийся с места аварии, из Абакана. – В результате других аналогичных аварий основной ущерб наносился оборудованию, но каких-либо серьезных разрушений дамбы / плотины не было. Следующая в мировом рейтинге по размеру предполагаемого убытка авария составляет всего лишь 10-20% от катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС».

Уже сейчас эксперты отмечают ужесточение андеррайтинговой и ценовой политики со стороны страховщиков и перестраховщиков. «Ставки в первую очередь будут зависеть от цены на перестрахование, так как ни одна российская компания не может держать такие суммы на собственном удержании, – уточнил Ханнес Чопра. – Перестраховщики уже заявляют об увеличении ставок и об отказе принимать некоторые риски, которые раньше были готовы перестраховывать». Однако, по оценке экспертов, данная авария вряд ли принципиально скажется на стоимости перестрахования в целом, поскольку для крупных западных перестраховщиков это не самый страшный убыток. А вот цена конкретного договора по страхованию имущества «Русгидро» действительно подрастет.

В РОСНО полагают, что вследствие данной аварии должен измениться подход к предстраховому сюрвею (оценке страхового риска) – число возможных сценариев убытка будет расширено, что приведет к увеличению лимитов на один страховой случай. Кроме того, при страховании ГЭС будет использоваться дифференцированный, а не комплексный принцип формирования страховых объектов и страховых сумм по ним. Также могут быть введены ограничения по возрасту оборудования, принимаемого на страхование, ужесточатся требования к выполнению предписаний Ростехнадзора и других надзорных органов. Но не всем пока эти ограничения закон позволяет вводить. «В нашей стране подобные ограничения по невыполнению предписаний формально невозможны, поскольку у нас есть норма, запрещающая освобождать страховщика от выплат в такой ситуации, – комментирует Сергей Дедиков, председатель коллегии старших партнеров Общества страховых юристов России, советник Московского перестраховочного общества. – Тогда как западным перестраховщикам ничто не мешает исключить из страхового покрытия ситуации, связанные с виновным поведением сотрудников и особенно руководства компании. Все-таки у них принято считать, что страхование должно покрывать случайные события. Не исключено, что причиной аварии признают изношенность оборудования, его несвоевременный ремонт и замену, а это – прямая вина руководства компании. И если западным перестраховщиком будут исключены из покрытия подобные ситуации, то тогда российскому страховщику придется задуматься над тем, где найти перестраховочное покрытие на такой случай, поскольку в России ему придется платить и за ошибки руководства».

Страховые выплаты РОСНО начнет осуществлять после того, как в компанию будет представлен график ремонтно-восстановительных работ и другие необходимые по договору документы.

Большая часть компенсационных выплат пострадавшим в ходе аварии сотрудникам станции и родственникам погибших также придет не от страховщиков. Руководство «Русгидро» собирается выплатить семьям погибших компенсацию в размере 1 млн рублей, оплатить лечение пострадавшим. Тогда как сами сотрудники станции были застрахованы в той же компании РОСНО от несчастного случая на сумму вдвое меньшую. Еще по 1 млн рублей на семью погибшего сотрудника выделяется из федерального бюджета, нуждающиеся семьи обещают обеспечить жильем. Родственники погибших, однако, хотели бы рассчитывать на большее, называя сумму адекватной выплаты в 10 млн рублей. Но лишь некоторые сотрудники ГЭС страховались еще и сами, поэтому на выплаты «Росгосстраха» сейчас могут претендовать около 20 человек. Причем страховые суммы по таким договорам, названные нам представителем «Росгосстраха», не могут не удивлять – 20-40 тыс. рублей.

Но если за страховыми выплатами по договорам от несчастного случая (например, в «Росгосстрах») потерпевшие и родственники погибших уже начинают обращаться, то за компенсацией ущерба, причиненного аварией третьим лицам, в «Альфа-Страхование», где на 30 млн рублей застрахована гражданская ответственность предприятия, по данным страховщика, пока не поступило ни одного обращения. Между тем пострадавшие есть и здесь: люди оставались без электричества, были перебои с водой, сообщалось о гибели 100 тонн промыслового лосося...