Nokia контратакует

Валентин Мальцев
2 сентября 2009, 19:55

Финская Nokia сегодня на шоу Nokia World-2009 показала сразу несколько новинок. Все они представляют собой своеобразную работу над ошибками крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов, который последние два года стремительно теряет премиум-сегмент рынка – рынок смартфонов. Помогут ли новинки Nokia хотя бы частично отвоевать утраченные ранее позиции на мобильном рынке? Эксперты оценивают представленные продукты сдержанно.

Нынешние анонсы Nokia можно назвать своеобразной работой над ошибками в маркетинговой политике компании. Новый интернет-планшет Nokia N900 работает на ОС Maemo, построенной на платформе Linux. Ранее устройства этой категории продавались крайне туго, так как не имели GSM-модуля. У N900 он есть. В остальном это большой и мощный коммуникатор с сенсорным экраном, QWERTY-клавиатурой, «функциональностью компьютера» и большим объемом памяти (32 Гб с возможностью расширения до 48 Гб). Впрочем, не все считают, что интернет-планшеты приживутся на рынке. Так, независимый эксперт рынка мобильных устройств Михаил Фадеев вспоминает печальную историю Tablet PC. Этот странный на вид компьютер не был принят рядовым потребителем.

 

 pic_text1 Фото: mforum.ru
Фото: mforum.ru

Вторая и самая значимая новинка – нетбук Booklet 3G. Нетбуки – небольшие лэптопы с диагональю экрана до 12 дюймов, которые от традиционных ноутбуков отличаются небольшими размерами, низкой ценой, слабой производительностью и ориентированностью на использование веб-сервисов и беспроводного интернета. Этот компьютер по набору характеристик получился поистине уникальным на рынке: 10,1-дюймовый широкоформатный дисплей, возможность работать 12 часов от батареи, встроенный GPS-навигатор, 3G-модем – и все это по цене 800 евро. Работать устройство будет на платформе Intel Atom, весить 1250 грамм, а в продаже появится в IV квартале текущего года. Что может помешать устройству стать массовым на рынке? Сергей Смирнов, генеральный директор RoverComputers, говорит: «Шансы на успех нетбуков Nokia и планшета N900 во многом будут зависеть от розничных цен и каналов сбыта. Все-таки и то, и другое устройство обычно используется потребителем как второе, вспомогательное». 800 долларов за вспомогательное устройство, говорит Смирнов, для России это «запредельно». «Как показывает наша практика, на российском рынке цена сейчас – определяющий фактор», – отмечает он, явно указывая на то, что Nokia пора бы продавать продукты дешевле. «Также важно понимать, что нетбуки у нас продаются в значительной части через крупную бытовую розницу – „М.Видео”, „Эльдорадо” и проч. Nokia не имеет такого большого опыта работы в этом канале, как, скажем, в сетях сотового ритейла – „Евросети”, „Связного” и пр. К тому же не думаю, что другие производители нетбуков не будут агрессивно защищать от столь сильного игрока свой сегмент рынка и свои каналы сбыта, в которых Nokia пока представлена слабо. Здесь также могут быть свои сложности. Также важным моментом является сервис. Телефоны и нетбуки – это существенно разные категории товаров, требующие разного сервисного опыта, разного оборудования», – отмечает директор RoverComputers.

Собственно, интерес Nokia к рынку нетбуков вполне понятен и оправдан. «По данным GfK Rus, сегмент нетбуков в июле 2009 года в РФ вырос более чем в три раза по сравнению с прошлым годом и составил 16% от рынка мобильных компьютеров в натуральном выражении, – говорит в беседе с корреспондентом „Эксперта Online” Дмитрий Лавникович, аналитик GfK Rus. – Нетбуки быстро завоевывают популярность у вендоров: на сегодняшний день практически каждый заметный производитель мобильных компьютеров предлагает хотя бы одну модель нетбука для потребителя. В среднем нетбук в два раза дешевле, чем средний ноутбук, то есть решения для работы в сети и с офисными приложениями бизнес-пользователи либо студенты могут приобрести в среднем за 14,5 тыс. рублей, ну, а самые доступные модели некоторые ритейлеры предлагают за куда более скромные деньги. Основная масса нетбуков продается в пределах 6-18 тыс. рублей». «Может, по маржинальности это не самый лучший выбор для производителя, но это единственный формат, который продолжает расти в период кризиса», – заключает эксперт.

Третий значимый анонс Nokia – коммуникатор N97 mini. По сути, «оригинальный» N97 «не пошел» на рынке, говорят эксперты, именно из-за высокой цены. Мини-версия смартфона будет стоить всего 450 евро и появится в октябре. От «старшей» модели новый коммуникатор будет отличаться уменьшенным до 8 Гб объемом памяти, чуть меньшей производительностью да меньшим числом программ, поставляемых в комплекте.

Собственно, на устройствах новинки, представленные на Nokia World, не заканчиваются. Так, компания объявила о запуске финансового сервиса с говорящим названием Money. C его помощью пользователи коммуникатора смогут пользоваться мобильным банкингом, оплачивать услуги и перечислять деньги с одного счета на другой без необходимости отправления SMS. Предполагается, что данная функция будет полезна бизнесменам. Александр Залесов, эксперт рынка мобильных сервисов, говорит, что сервис Nokia Money вряд ли будет большой удачей Nokia: «на чем зиждется уверенность в том, что потребителям будет более интересно использовать именно Nokia Money, а не сервис „родного” банка клиента», непонятно. По словам эксперта, сколько ни пытались развернуть эти сервисы частные компании, не имеющие отношения к банкам, заметной популярности они не добились. Точно такого же мнения придерживается и независимый эксперт рынка мобильных телефонов Михаил Фадеев.

Не оставила без внимания Nokia и прогрессивную молодежь, которая сейчас предпочитает iPhone. Для них финский производитель совместно с социальной сетью Facebook разработал сервис Lifecasting with Ovi. С его помощью пользователи смогут в личном профиле на Facebook обновлять статусы и данные о местонахождении непосредственно с экрана мобильного устройства. Интернет-магазин по продаже музыки Come with Music уже есть, магазин по продаже ПО – тоже.

Собственно, все эти новинки компания готовила в спешном порядке для исправления достаточно серьезной для лидера ситуации на рынке. Терять мировой рынок смартфонов Nokia начала еще в 2008 году. Если в IV квартале 2007 года финский производитель контролировал 50,9% мирового рынка смартфонов, то в конце 2008 года – лишь 40,8% (статистика Gartner). Продажи Nokia по итогам IV квартала 2008 года упали на 17% – при том что рынок в целом вырос на 3,7%. Что хуже всего, основные конкуренты Nokia на рынке смартфонов демонстрировали уверенный рост. Так, квартальные продажи Research in Motion (производитель Blackberry) выросли на 85%, что позволило компании занять 19,5% рынка смартфонов. Apple в период с IV квартала 2007 года по IV квартал 2008 года нарастила свою долю на рынке с 5,2% до 10,7%.

Тогда провал Nokia аналитики связывали лишь с сенсорными экранами: дескать, производитель просчитался, проигнорировав тренд, и рынок поделили между собой RIM (выпустила сенсорный коммуникатор Storm), Apple и корейские производители.

В этом году Nokia выпустила сразу несколько смартфонов с сенсорными экранами – причем некоторые модели (например, 5800 Xpress Music) были гораздо дешевле коммуникаторов конкурентов. Однако финнам это не помогло. В статистическом докладе Gartner по состоянию рынка мобильных телефонов и смартфонов во II квартале 2009 года говорится, что доля финского производителя на рынке упала с 39,5% в I квартале до 36,8% в минувшем. Эксперты отмечают, что основных причин провала компании две: ориентация на дешевые устройства (оказывается, потребители в кризис предпочитают не дешевые смартфоны, а многофункциональные, однако меняют они их реже) и провал топового коммуникатора N97. На него в компании возлагали серьезные надежды по вытеснению с рынка и BlackBerry, и iPhone, однако за все время было продано немногим больше 500 тыс. устройств. Еще одна причина неудач Nokia – отсутствие сколько-нибудь значительного сервисного сопровождения своих устройств. У того же iPhone – онлайн-магазины по продаже музыки (iTunes) и программ (App Store). Cмартфоны BlackBerry могут похвастаться наличием уникальных возможностей по пересылке электронной почты – благодаря этому они очень популярны в корпоративном мире Америки и Европы. Финские же сервисы Ovi Store (аналог App Store) и Come with Music (iTunes) пока не пользуются такой же популярностью. Возможно, дело не в их качестве, а просто в том, что запущены они были совсем недавно. О том, почему N97 провалился на рынке смартфонов топ-уровня, «Эксперту Online» рассказал Виктор Лопатин, вице-президент «Вобис компьютер»: «Скромные результаты этого устройства – логичное следствие довольно долго господствующей позиции Nokia по игнорированию рынка устройств с сенсорными экранами. Сейчас компания выступает в некотором роде в роли „догоняющего”. При этом компания до сих пор не обладает отлаженными технологиями работы с touchscreen, сама операционная система Symbian имеет ряд специфических свойств, усложняющих ее использование на устройствах с сенсорным экраном».

Итак, работа над ошибками финским производителем проделана. Значит, лидерство Nokia, хоть и пошатнувшееся, еще сохранится.