Гордиев узел

25 сентября 2009, 17:04

Акции трех российских генерирующих компаний, проданные частным инвесторам, могут вернуться в госсобственность. Об этом сообщил журналистам первый заместитель гендиректора ОАО «Федеральная сетевая компания» Сергей Иванов.

Он добавил, что речь идет о ТГК-6 (работает на территории Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Пензенской областей и в Республике Мордовия), ТГК-7 (объединяет тепловую генерацию Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей) и ТГК-11 (ТЭЦ Омской и Томской областей). Госдоли первых двух компаний в прошлом году купил «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга за 38,5 млрд рублей, госпакет в ТГК-11 достался инжиниринговой группе Е4 Михаила Абызова за 5,88 млрд рублей. Оба инвестора договорились с продавцом – ликвидированным ныне РАО «ЕЭС России» – оплатить активы в рассрочку до 1 октября 2009 года. Однако КЭС за 23,58% акций ТГК-6 (которые покупал вместе с фондом Prosperity Александра Браниса) внес, по словам Сергея Иванова, всего 664,5 млн рублей, а за 32,14% ТГК-7 – 1,37 млрд рублей. Просрочила платежи за ТГК-11 и группа Е4.

С начала кризиса, резко обрушившего стоимость новых энергетических приобретений, КЭС неоднократно предлагал ФСК, на балансе которой до момента полной оплаты находятся эти акции (хотя оперативное управление этими поволжскими генкомпаниями с весны прошлого года находится в руках частного энергохолдинга) и Минэнерго различные механизмы оплаты. На этой неделе, судя по просочившейся в прессу информации, было направлено еще четыре варианта. Первый вариант предполагает передачу КЭС в счет авансов части госпакетов генкомпаний. Однако в этом случае КЭС предлагает рассчитывать цену за акции госдоли в ТГК-6 и ТГК-7 как средневзвешенные цены на эти акции на ММВБ за три последних месяца с премией 20%, что на 53,2% и 70% соответственно ниже цен покупки. У РАО «ЕЭС России» холдинг Вексельберга выкупил пакет в ТГК-6 по 0,025 рубля за акцию, а в ТГК-7 – по 2,848 рубля за бумагу. По предлагаемой же схеме их стоимость составит 0,0117 и 0,8475 рубля соответственно. Еще один вариант – разделение компаний и передача ФСК части производственных активов ТГК-6 и ТГК-7. Два других варианта предполагают возврат выплаченного аванса.

В ответ на это Сергей Иванов вчера сказал, что окончательное решение еще не принято, но ФСК настроена на возврат активов. «Основное наше предложение – выполнить условия договора о приобретении этих пакетов акций. Если они не хотят, то разойтись и вернуть акции», – сказал он. Ситуация по ТГК-11, по словам топ-менеджера ФСК, похожая, с той лишь разницей, что с группой Е4 модель возврата госпакета «пока не обсуждалась».

Свою позицию главная отечественная сетевая компания объясняет необходимостью выполнять инвестпрограмму, одним из источников финансирования которой предполагались деньги за эти госпакеты акций. «У нас эти акции не для спекуляции, их нам дали для того, чтобы выполнять инвестиционную программу, для нас это чужеродный элемент», – говорит Иванов. Пока, по его словам, инвестпрограмма финансируется за счет тарифов, собственных средств компании и госбюджета, оплачивающего допэмиссию ФСК. В 2009 году главная сетевая компания инвестирует в развитие сетей 156 млрд рублей. В 2010 году ее инвестпрограмма вырастет до 171 млрд. А общая трехлетняя программа компании в 2010-2012 годах может составить 519,4 млрд рублей, но правительство поручило ее доработать, сказал топ-менеджер ФСК.

Вероятность того, что часть госпакетов акций ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-11 перейдет обратно в руки государства, достаточно высока. Дело не столько в том, что КЭС или Е4 не могут или не видят целесообразности выкупать их по «докризисным» ценам, минимум вдвое превышающим нынешние. И даже не в потребностях ФСК в деньгах. Дело в изменении политики государства в энергетике после ликвидации РАО «ЕЭС России». Сейчас эта политика, как и во многих других отраслях, направлена на собирание активов под «государственную крышу», что вчера подтвердил и Сергей Иванов. «У меня впечатление, что государство имеет политику консолидации генерирующих активов», – сказал он.

Главным «собирателем» энергоактивов еще весной выступила государственная «Интер РАО» (контролируется госхолдингом «Росатом»). Ее основной профиль – управление зарубежными российскими энергоактивами. Но сейчас ей передано управление крупнейшей отечественной тепловой генкомпанией – ОГК-1, которая в процессе реформы отрасли так и не смогла обрести стратегического инвестора. На очереди – ТГК-11. В случае же с поволжскими генкомпаниями «Интер РАО» пока публично своих намерений не объявляло, но свой интерес к ТГК-7, еще на этапе покупки «КЭС-холдингом» этой генкомпании, неоднократно подтверждал «Газпром». На протяжении последних полутора лет и частный энергохолдинг, и «национальное достояние» раз в квартал стабильно подчеркивали, что на этот счет между ними продолжаются переговоры.

Правда, ситуация с генерирующими активами ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-11 осложняется как минимум двумя обстоятельствами. Первое – если неоплаченные пакеты акций все же отойдут обратно государству, то совсем не факт, что при нынешней системе взаимоотношений в энергетике ФСК получит за них деньги. Пример уже есть – ОГК-1, в отношении которой было принято решение не перекладывать деньги из кармана в карман (между двумя государственными энергокомпаниями), а просто передать пакет акций ФСК и «Русгидро» в оперативное управление «Интер РАО». Тем более что нынешним летом «рыночника» Андрея Раппопорта на посту главы ФСК сменил государственный ставленник Олег Бударгин. Второй вопрос – как быть с уже вложенными «КЭС-холдингом» деньгами в выполнение инвестиционной программы ТГК-6 и ТГК-7? Эта энергокомпания сейчас контролирует четыре ТГК в 16 регионах Поволжья и Урала, в которые до 2015 года планирует вложить 165 млрд рублей. В нее включены 11 «обязательных» с точки зрения выполнения договоров о предоставлении мощности (ДПМ) инвестпроектов мощностью от 10 до 440 МВт, и пять «добровольных» – 80 МВт. Новая конфигурация этой инвестпрограммы, несколько отличающаяся от той, которая была закреплена в ДПМ на момент покупки КЭС поволжско-уральских генерирующих активов, как на этой неделе сообщил президент холдинга Михаил Слободин, уже согласована с «Системным оператором». Сейчас КЭС дожидается решения по этому поводу Минэнерго. Однако энергетическому ведомству приходится решать сразу две задачи – не столько согласовывать частному энергохолдингу его инвестпрограмму, сколько думать над тем, кто и на каких условиях в нынешней ситуации будет владеть и управлять двумя поволжскими генерирующими компаниями, одна из которых является второй (после «Мосэнерго») по величине установленной электрической мощности ТГК России.