14-я официальная встреча двух премьеров проходила на фоне утвержденной главами двух стран Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР на 2009-2018 годы. В ней, как сообщал «Эксперт Online», прописан принцип «российское сырье в обмен на китайские технологии». В целом подписанные сегодня соглашения лежат в русле этого документа. Самые капиталоемкие контракты по-прежнему демонстрировали основной характер взаимоотношения России и Китая – экспортно-сырьевой – и детализировали сотрудничество двух стран в двух ключевых для России отраслях: нефтяной и газовой. Оба документа подписаны Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) с «Роснефтью» и «Газпромом».
Цена на газ не согласована
Переговоры о поставках в Китай газа ведутся довольно давно. Сотрудничество двух стран в этой сфере сдерживается тем, что пока для газовой экспансии «Газпрома» в Поднебесную отсутствует необходимая инфраструктура. Кстати, еще на прошлой неделе глава «Газпрома» Алексей Миллер отмечал, что как только «Газпром» приступил к строительству газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток, его азиатские коллеги активизировались. Пока же «национальное достояние» собирается экспортировать в страны АТР, в том числе Китай, сжиженный газ в небольших объемах. Подписанное сегодня рамочное соглашение снова в большей степени носит политический характер.
Документ, как и раньше, предусматривает поставки газа по двум маршрутам: западному и восточному. В первом случае «голубое топливо» пойдет в Китай из Западной Сибири, во втором – из Восточной Сибири, Дальнего Востока и с Сахалина. Общий объем поставок газа по двум направлениям составит 68 млрд кубометров в год, в частности, около 30 млрд кубометров по западному и 38 млрд кубометров по восточному вариантам. Глава «Газпрома» напомнил, что западный вариант поставок газа может быть реализован в кратчайший срок, так как на этом направлении подготовлены запасы и есть развитая инфраструктура (уже подзабытая газопроводная система «Алтай»). К тому же здесь не нужно создавать газохимические и газоперерабатывающие мощности. «Здесь стоит только вопрос ценообразования», – отметил он. Восточный же маршрут более сложен, поскольку газ с месторождений Восточной Сибири сложнокомпонентный по составу. И для того, чтобы начать поставки из этого региона, необходимо опережающими темпами создавать мощности по газохимии и газопереработке. Как отметил российский вице-премьер Игорь Сечин, для экспорта по так называемому восточному варианту поставок газа необходимо начать комплексное освоение месторождений Восточной Сибири, в том числе Чаяндинского в Якутии (лицензия на него принадлежит «Газпрому») и Ковыктинского в Иркутской области (принадлежит «Русиа петролеум», подконтрольной ТНК-ВР). Согласно Восточной газовой программе, Ковыктинское и Чаяндинское газоконденсатные месторождения будут введены в эксплуатацию ориентировочно в 2017 и 2016 годах. Поэтому, подтвердил вице-премьер, западный вариант может быть реализован быстрее.
Но механизм поставок – трубопровод или что-то другое – пока не ясен. Миллер только подчеркнул, что «Газпром» будет самостоятельно создавать газотранспортные мощности на своей территории. Но самое главное – стороны снова не договорились о цене, хотя планировали сделать это еще до конца 2006 года с тем, чтобы начать поставки ямальского газа в Поднебесную уже в 2011 году. Примечательно, что в интервью китайским СМИ Владимир Путин специально подчеркнул, что вопрос о том, какими именно будут поставки – трубный газ или сжиженный, «должен решаться на корпоративном уровне, так же как и ценовые показатели». По словам Миллера, «только контракт определяет цены, когда будет подписан контракт, тогда и будут определены принципы ценообразования». Там же будут прописаны и конечные объемы поставок газа. По словам Игоря Сечина, контракт может быть подписан уже в июне 2010 года, а «подходы по цене будут определены до начала следующего года», они «будут обсуждаться в ходе дополнительных переговоров». «Сначала нужно условиться по цене, потом подписать контракт», – объяснил он, отметив, что поставки начнутся, «как только будет востребованность рынка». Миллер отметил, что контракт будет содержать формулу, привязанную к ценам экспорта газа в Европу (то есть цена газа, скорее всего, будет привязана к цене на нефть).
По словам Сечина, поставки российского газа в Китай могут начаться в 2014-2015 годах. Однако аналитики не уверены, что эти сроки реальны. «Причина в том, что, в отличие от нефтяных поставок, для газовых поставок в Китай нет достаточной инфраструктуры. Поставка 70 млрд кубометров подразумевает половину поставок из существующих месторождений Западной Сибири, где есть уже необходимая добычная структура и первичные газоперерабатывающие мощности. В Восточной Сибири всего этого нет. Кроме того, нужно строить газопровод по протяженности аналогичной нефтепроводу ВСТО, а это очень дорогая и долгосрочная постройка. С нашей точки зрения, газовые поставки не начнутся раньше 2016 года. Столько времени, по нашему мнению, займет постройка данного трубопровода, и кроме того, пока непонятны ценовые соглашения», – отметил старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
Несмотря на то что новый документ не вносит конкретики в будущее газового сотрудничества между двумя странами, его подписание высоко оценили и в «Газпроме», и в CNPC. К примеру, генеральный директор CNPC Цзян Цземинь сообщил «Интерфаксу», что ждет конкретных результатов, в частности по поставкам газа и строительству газопровода в Китай, уже в конце этого года. Директор департамента due diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток полагает, что в 2010 году «Газпром» и CNPC могут создать совместное предприятие, которое позволит российской компании получить доступ к конечному китайскому потребителю. А Назаров уверен, что, находящийся в сложном финансовом положении «Газпром» может попробовать применить ту же схему, которая была применена в сделке между китайцами, «Роснефтью» и «Транснефтью», – получить на строительство газопровода, к примеру, кредит от китайской стороны. Однако, как заметил источник «Интерфакса» в газовой монополии, в соглашении нет упоминания о том, что поставки газа могут осуществляться по формуле «газ в обмен на кредиты», как это имело место в контрактах о поставках нефти и строительстве нефтепровода между «Роснефтью» и CNPC в апреле 2009 года. Тем не менее, учитывая то, что конкурировать с «Газпромом», по мнению президента Российского газового сообщества, депутата Госдумы РФ Валерия Язева, в Китае может «только Туркмения, которая намеревается тоже строить туда газопровод», шансы на благоприятный исход для российского монополиста довольно велики.
С нефтью все определенней
Что касается нефтяной отрасли, то здесь у России и Китая все более определенно. Китайцы давно сотрудничают с «Роснефтью». Еще в декабре 2004 года между нефтяной госкомпанией и CNPC был подписан контракт на поставку до 2010 года 48,4 млн тонн нефти в обмен на 6 млрд долларов. А в октябре прошлого года в Китае было зарегистрировано совместное предприятие дочерней структуры CNPC – PetroChina (51%) и «Роснефти» (49%) – Российско-китайская восточная нефтехимическая компания. Подписанный сегодня меморандум лишь конкретизирует направления работы этого СП. К примеру, в Поднебесной будет построен нефтеперерабатывающий завод. Место для него нашли в Тяньцзине, по словам Сечина, очень «оживленном регионе». Строительство стоимостью 3 млрд долларов может начаться уже в следующем и закончиться в 2012 году. Завод будет выпускать бензин и дизельное топливо стандарта «Евро-4» для северных районов Китая, где прогнозируется существенный дефицит топлива (согласно прогнозу, к 2020 году он составит 20,76 млн тонн). Предполагается, что СП помимо завода будет принадлежать от 300 до 500 АЗС на территории Китая. При этом, пока идет строительство китайской ветки нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (которую также финансирует КНР), в эту страну нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом. Как отметил Сечин, «это предложение было воспринято с энтузиазмом». «Мы договорились и о поставках нефти, у нас есть договор, он будет завершен поставкой в 2010 году до 50 млн тонн нефти», – отметил Сечин.
Рельсы, поезда и все остальное
«Важно, что у нас есть и потребности, и возможности работать друг с другом. И в этом смысле экономики Китая и России дополняют друг друга очень эффективно. Это работа, рассчитанная на многие десятилетия вперед», – подчеркнул Путин в интервью китайским СМИ. Видимо, чтобы сгладить эффект и не демонстрировать исключительно сырьевой вектор сотрудничества, в присутствии премьера было подписано соглашение между Минтрансом РФ, министерством железных дорог КНР и РЖД «О взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории РФ». Как объяснил министр транспорта Игорь Левитин, Москва и Пекин планируют сотрудничать в строительстве скоростных и высокоскоростных железных дорог на территории России, в частности между Москвой и Нижним Новгородом и Москвой и Сочи. Скорость движения поездов на таких дорогах может достигать 350 км/ч. Левитин подчеркнул, что китайская сторона обладает технологиями строительства таких магистралей и локомотивов. Поэтому Россия готова рассматривать вопрос о создании совместного производства таких поездов на российской территории.
Что касается других соглашений общей стоимостью 3,5 млрд долларов, то они тоже носят преимущественно несырьевой характер. К примеру, «Синтерра» подписала с Государственной компанией электросетей Китая меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства системы оптико-волоконной передачи данных (стороны планируют построить ЛОВС между Благовещенском и Хэйхэ). Компания «Гончар Рязани» вместе с китайской «Шуан Я Шань» собирается строить в Рязани кирпичный завод стоимостью 1 млрд рублей. А Центральная торговая компания вместе со строительной корпорацией «Гу И Лун» планирует возвести международный торгово-выставочный центр в Екатеринбурге (общий объем инвестиций составляет 630 млн долларов). Компания «Петропавловск» в паре с хэйлунцзянской корпорацией по развитию бизнеса «Сюаньюань» подписала соглашение о совместном освоении Кимканского железорудного месторождения в Еврейской автономной области (общий объем инвестиций – 380 млн долларов). А «Пермпромжилстрой» подписал с китайской фирмой «Виэк Точма» соглашение о строительстве завода по производству энергосберегающих ламп в Кировской области на сумму 40 млн долларов.