Государственная энергокомпания «Интер РАО ЕЭС» (контролируется госконцерном «Росатом») стала правопреемником ликвидированного прошлым летом РАО «ЕЭС России». Она была образована как «форпост» российской энергетики за рубежом – ее капитал составили более 20 электростанций, торговых и сбытовых компаний в 14 странах, ранее принадлежащих РАО ЕЭС. Суммарная установленная мощность электростанций, контролируемых компанией, составляет около 8 ГВт, из которых только 1,8 ГВт находятся в России.
В ближайшие несколько лет установленная мощность электростанций компании должна вырасти почти вчетверо – до 30 ГВт, а объем реализуемой ею электроэнергии – в 15 раз – с 20 млрд кВт/ч в 2008 году до 300 млрд кВт/ч к 2016 году. Для реализации столь амбициозных планов российское правительство готово как отдать этой энергокомпании «свободные» активы внутри страны, так и помочь ей в реализации зарубежных проектов. Правда, для того чтобы «прорубить окно в Европу», как заявил председатель правления компании Евгений Дод, «Интер РАО» придется привлечь западного стратегического инвестора.
Взгляд на Запад
Главный «западный» проект «Интер РАО» – это строительство вместе с «Росатомом» Балтийской атомной электростанции (БалАЭС) в Калининградской области мощностью 2,3 ГВт, которое было одобрено российскими властями в сентябре прошлого года. БалАЭС выполнит как минимум три задачи. Первая – обеспечит энергобезопасность этого изолированного российского региона, энергосистема которого три четверти электроэнергии импортирует из прибалтийских государств. Второе – по расчетам НИИ «Энергосетьпроект», в 2020 году БалАЭС сможет выйти на годовую выработку 17,2 млрд кВт/ч, что будет вдвое превышать (даже с учетом прогноза среднегодового роста потребления электроэнергии 3,95-5,15%) потребности калининградской энергосистемы. Правда, в этом регионе есть еще два аналогичных проекта – литовский (в этой стране, после закрытия в конце нынешнего года Игналинской АЭС, на чем настаивает Евросоюз, планируется построить Игналинскую АЭС-2) и белорусский (наши соседи тоже хотят построить собственную атомную станцию).
Но в «Интер РАО» уверены, что уже с 2018 года электроэнергия Балтийской АЭС начнет экспортироваться в Польшу, страны Балтии, Швецию, Германию, Белоруссию. Компания, как стало недавно известно, возобновила переговоры с германской стороной о возможности строительства подводного кабеля с БалАЭС вдоль газопровода «Северный поток» из России в Германию. Однако, как утверждает Reuter, оператор этого газопровода опроверг такую возможность, и окончательное решение о направлениях экспорта с Балтийской АЭС пока не принято.
Зато, по словам Евгений Дода, активно обсуждается вопрос с иностранными энергетическими компаниями об их участии в этом проекте стоимостью 5 млрд евро. По планам российского правительства, впервые в истории российской атомной энергетики для строительства этой АЭС должна быть создана специальная компания, 51% в которой получит «Росатом», а 49% – частный инвестор. Не исключалось, что соинвестором по АЭС может стать третья по величине в Германии электроэнергетическая EnBW, с которой в апреле нынешнего года российский оператор проекта подписал меморандум о сотрудничестве в сфере электроэнергетики.
В числе «интересующихся» глава «Интер РАО» вчера назвал итальянский энергетический концерн Enel (у него уже есть в России крупный генерирующий актив – ОГК-5), однако глава «Enel Россия» Доминик Фаш сказал, что о решении его компании войти в проект Балтийской АЭС пока говорить рано.
Возможно, эти неопределенности связаны с тем, что «Интер РАО» готово привлечь иностранных участников не только в этот проект, но и в свой уставный капитал в качестве стратегических инвесторов. Сейчас государство через «Росатом» владеет 57,3% уставного капитала «Интер РАО», около 8% принадлежит «Газпрому», остальные акции распределены между миноритарными акционерами или обращаются на бирже.
«При сохранении доли государства в головной компании на уровне не ниже 51% остальные пакеты акций при увеличении их стоимости могут быть выставлены на продажу стратегическому инвестору. Думаю, что через три-четыре года», – сказал глава «Интер РАО», добавив, что благодаря стратегическому инвестору его компания сможет повысить свою эффективность.
На самом деле, по мнению отраслевых аналитиков, сделка с такими ведущими игроками европейского энергорынка, как Enel или французская EdF, должна облегчить «Интер РАО» и «Росатому» вхождение на европейский рынок. «Помимо этого, вхождение в капитал „Интер РАО” влиятельного стратега поможет улучшить отношение западных инвесторов к компании и уменьшить для нее стоимость будущих заимствований», – убежден аналитик ФК «Уралсиб» Матвей Тайц.
О том, что «Интер РАО» нужен этот рынок, свидетельствует опыт одной из крупнейших восточноевропейских электростанций – Молдавской ГРЭС (МолГРЭС) мощностью 2,5 ГВт, расположенной в Приднестровье. В советское время она осуществляла энергоснабжение потребителей Молдавии, южных областей Украины и часть электроэнергии передавалась в Болгарию. Однако затем мощности станции фактически замкнулись только на приднестровской энергосистеме. После визита премьер-министра Владимира Путина в Молдову в ноябре прошлого года Молдавская ГРЭС существенно увеличила поставки электроэнергии на экспорт в Румынию, а с 1 января этого года начала их в Республику Молдова. В результате в первом полугодии 2009 года объем выработанной электроэнергии МолГРЭС оказался почти в два раза выше, чем за тот же период 2008 года, и составил 2,4 млрд кВт/ч, из которых больше половины было направлено за пределы Приднестровья.
После этого зампредправления «Интер РАО» Сергей Толстогузов объявил, что компания инвестирует в модернизацию 45-летней станции 80 млн долларов, а сама Молдавская ГРЭС после постройки 120 км линии электропередачи 330 кВ Тирасполь–Рыбница начнет экспортировать электроэнергию на рынки Германии, Италии и Греции.
Взор на восток
«Интер РАО» выбрано российскими властями одним из главных рычагов для воздействия на экономическую ситуацию и внутри страны. В последнее время в российском правительстве начало утверждаться мнение, что инициатива Анатолия Чубайса о передаче всех тепловых электростанций страны в руки частных инвесторов была неправильной и нужно часть их собрать обратно. Выполнение этой задачи де-факто было возложено на «Интер РАО», что и подтвердил летом вице-премьер Игорь Сечин. «„Интер РАО ЕЭС” должно находиться и находится в поиске новых активов. Она продолжит динамичное движение по превращению в компанию национального масштаба», – заявил он на годовом собрании акционеров компании.
«Судя по высказываниям чиновников, а главное – по действиям, которые можно наблюдать последний год, государство в энергетике взяло ориентацию на выращивание трех крупных специализированных компаний. „Русгидро” будет заниматься гидроэнергетикой и созданием новых генераций, работающих на возобновляемых источниках энергии, ФСК ЕЭС – магистральными линиями электропередачи, а „Интер РАО” – в основном тепловой генерацией и электроэнергетическими проектами за рубежом», – подчеркнул в интервью «Эксперту Online» аналитик ИК «Церих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских.
Инвестиционная программа «Интер РАО» на ближайшие пять лет составляет более 1,5 млрд евро, сообщил Евгений Дод, выступая в рамках форума «Россия зовет». По его словам, в инвестпрограмме компании предусмотрено строительство третьего энергоблока Сочинской ТЭЦ, второго блока Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 кВт, модернизация Ивановских ПГУ, а также проект строительства энергоблока Экибастузской ГРЭС-2.
Однако главное, что сейчас делает «Интер РАО», – собирает «бесхозные» и «проблемные» тепловые генерирующие активы, образовавшиеся после реформы отрасли. Нынешней весной в оперативное управление компании уже передан контроль над ОГК-1, которой реформаторам энергетики в свое время не удалось подобрать стратегического частного инвестора. На очереди – сибирская ТГК-11 (Федеральная антимонопольная служба уже удовлетворила заявку дочерней структуры «Интер РАО» на консолидацию более 90% акций этой генкомпании). «В дальнейшей перспективе, после получения контроля, мы рассматриваем возможный обмен данных активов с зарубежными партнерами на активы, соответствующие целям стратегии компании на международных рынках. Тем более что стоимость, по которой сегодня „Интер РАО” консолидирует активы, существенно ниже фундаментальной стоимости этих активов. Подобные свопы можно реализовывать и совместно с российскими партнерами, хороший пример – консолидация ТГК-11 в рамках создания вертикально интегрированного холдинга в Центральной Азии», – заявил по поводу сибирской тепловой компании в интервью корпоративной газете «Энергия без границ» член правления «Интер РАО» Джордж Рижинашвили.
Проблема заключается только в том, что пакеты акций отечественных генкомпаний, которые сейчас переданы или рассматриваются к передаче в оперативное управление «Интер РАО», находятся на балансе Федеральной сетевой компании (ФСК). Это 23,6% уставного капитала ТГК-6, 32,2% ТГК-7 (Волжская ТГК), 27,5% ТГК-11, 18,9% «Кузбассэнерго» (ТГК-12), 40,2% капитала ОГК-1, 9,6% ОГК-6. Передавая эти доли генерирующих компаний главной сетевой компании страны, реформаторы энергетики предполагали, что в дальнейшем они будут проданы, а деньги будут использованы на финансирование инвестпрограммы ФСК по строительству новых магистральных сетей. Поэтому начиная с осени прошлого года между двумя государственными энергокомпаниями идут сложные переговоры по поводу того, как именно их использовать. ФСК настроена на то, что «Интер РАО» их выкупит, «Интер РАО» – на то, чтобы получить их в управление.
По крайней мере, в отношении наиболее крупного актива, ОГК-1, Евгений Дод сообщил, что решение будет принято в ближайшее время. «На сегодняшний момент мы находимся в процессе обсуждения с коллегами из ФСК и „Русгидро”, которые являются владельцами акций ОГК-1, и в ближайшее время, естественно, под эгидой правительства, будет найдено решение», – сказал он.
В конечном счете, скорее всего, правительство пока не будет в ближайшие несколько лет перекладывать деньги «из кармана в карман», финансируя покупку «Интер РАО» долей генкомпаний, находящихся на балансе ФСК. Наиболее вероятным представляется вариант, при котором ОГК-1 останется, а ТГК-11 и, возможно, ТГК-6 (на ТГК-7 давно нацелился «Газпром») перейдут в оперативное управление «Интер РАО», которое со временем из полученной прибыли оформит эти пакеты акций в свою собственность или собственность своих стратегических партнеров.
Тем более что планы компании предполагают резкий рост выручки «Интер РАО» от торговли электроэнергией. Она планирует увеличить торговые операции до 300 млрд кВт/ч в 2016 году с 20 млрд кВт/ч в году нынешнем, говорится в аналитическом отчете «ВТБ капитала» со ссылкой на Вячеслава Артамонова, члена правления «Интер РАО», руководящего трейдинговым блоком в компании. Это составит почти треть российского потребления электроэнергии в 2008 году.
По словам представителя «Интер РАО» Бориса Зверева, компания рассчитывает на рост продаж за счет увеличения объема собственной генерации. Кроме того, у «Интер РАО» «в работе» несколько больших проектов, связанных с заключением долгосрочных договоров с генерирующими компаниями.
Таким образом, с помощью стратегического партнера на западе и освоения «постреформенных» генерирующих активов на востоке, при активной помощи российского правительства «Интер РАО» в течение пяти-семи лет намерено превратиться в одного из глобальных энергетических игроков.