Иран выдвинул МАГАТЭ условия — внесение двух дополнений в соглашение, передает иранская правительственная газета «Джаван», ссылаясь на свой источник.
Одно из дополнений — «поэтапная, а не одномоментная отправка своего низкообогащенного урана за рубеж», второе — формат «одновременного обмена»: получение обогащенного топлива на свой реактор в тот самый день и час, когда низкообогащенный уран будет покидать территорию страны.
Требуются гарантии
Очевидно, эти условия Тегерана следует воспринимать как те самые дополнительные гарантии, которые он хотел получить от международного сообщества. По мнению осведомленного источника «Эксперта Онлайн», близкого к переговорам, если условия Ирана таковы, как сообщает «Джаван», то они будут приняты, так как не нарушают проекта соглашения. России как основному исполнителю контракта ничего не стоит принять уран одной порцией или поэтапно, как хочет того Тегеран. А второе требование Ирана — одновременный обмен — может состояться «начиная со второго шага», то есть после того, как исполнитель дообогатит первую порцию низкообогащенного урана и из него будут во Франции изготовлены ТВЭЛы. «Тегерану важно, чтобы высокообогащенный уран получали именно из его низкообогащенного: это вопрос политический, властям необходимо показать народу, что Исламская республика сама сумела сделать топливо для своего реактора», — утверждает источник «Эксперта Онлайн».
Нелепо предположить, что Россия нарушит контракт и не вернет Ирану дообогащенное топливо. На переговорах в Вене была достигнута договоренность, что Иран передает в Россию 1200 кг низкообогащенного до 4,5–5% топлива, которое там дообогащается до 19,75%. Затем Россия передает его во Францию, имеющую особые технологии изготовления ТВЭЛов, пригодных для иранского реактора.
Хитрый проект
Глава агентства Мохаммед аль-Барадэи в минувшую среду, когда переговоры завершились, просил дать ответ на проект соглашения к пятнице. Строго в срок позитивный ответ был получен из РФ, Франции, США. И неделю спустя — из Тегерана.
Властям Ирана было непросто согласиться на предложение принять такое решение. И вот почему. Еще три года назад, когда успех в получении низкообогащенного урана стал очевиден, Тегеран стал проявлять интерес к дообогащению топлива. Россия в лице главы Росатома Сергея Кириенко проводила тогда переговоры с иранскими коллегами и предлагала им дообогащать уран в российском Международном центре по обогащению топлива в Ангарске. Голямреза Агазаде, в то время глава МИД ИРИ, пообещал, что Иран воспользуется этим предложением. Но так и не воспользовался, заявив, что хочет иметь центр по обогащению урана на своей территории.
Как пояснил «Эксперту Онлайн» Сейед Махмуд Реза Саджади, чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России, Тегеран предлагал создать на своей территории транснациональную корпорацию по переработке ядерного топлива. «Условия таковы: предприятие должно работать на территории Ирана, 30% должно принадлежать Ирану. Остальные 70% — любым другим станам, участвующим в проекте, — пояснил Саджади. — Реактор в Натанзе выпускает уран, обогащенный до 5%, мы хотели бы дообогащать его до 19% и использовать на нашей атомной станции в Бушере и исследовательском реакторе, а излишек продавать заинтересованным странам».
Но три года назад, напомним, РФ отказалась продавать технологию по дообогащению, сославшись на то, что это «технология двойного назначения». В ответ ИРИ заявила, что сама способна построить такое же предприятие. И стала монтировать свои каскады центрифуг. Теперь они есть на предприятиях в Натанзе и в Куме.
По словам посла Ирана Сейеда Махмуда Резы Саджади, иранский проект по ТНК провалился из-за позиции прежней американской администрации, а теперь в США новые власти. Накануне встречи в Вене он подтвердил, что именно этот проект «снова в стадии обсуждения и его судьба зависит от решения трех сторон: Ирана, России и США». Таким образом, еще неделю назад Тегеран рассчитывал на то, что мировое сообщество одобрит развитие мощностей по дообогащению топлива на территории Ирана. Именно такая идея была первоначально высказана представителями Тегерана в Вене, однако поддержки она не получила. Мировое сообщество кровно заинтересовано в том, чтобы мотивировать Тегеран отказаться от самостоятельного дообогащения. И готово продавать обогащенный до 19,75% уран, тем более что заявка поступила официально, транспарентно и легально — через МАГАТЭ.
Главное — успокоить народ
После того как на свет появился проект соглашения по дообогащению на территории России, в Тегеране развернулись широкие дискуссии.
24 октября спикер иранского парламента Али Лариджани заявил, что Запад пытается обмануть Иран, предлагая ему такой формат сделки.
27 октября президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран оставляет за собой право обладать атомом, особенно когда ядерным оружием обладает Израиль.
В тот же день глава Комиссии Меджлиса по национальной безопасности и внешней политике Аладдин Боруджерди озвучил новую идею: ИРИ может отослать за рубеж часть топлива, затем, когда его обогатят до 20%, страна сможет направить за рубеж следующую порцию. Эта идея и легла в основу предложений Тегерана, данных сегодня МАГАТЭ.
28 октября министр обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ Ахмад Вахеди заверил нацию, что Тегеран никогда не капитулирует перед давлением Запада в ядерном вопросе: «Если сионистский режим или любая другая держава посягнет на суверенитет, народ и вооруженные силы Ирана дадут им сокрушительный ответ».
Параллельно к позитивному ответу Иран подталкивал уважаемый на Ближнем Востоке Амр Мусса, лидер Лиги арабских государств. США мотивировали по-своему: помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс сообщил, что не исключает возможности нанесения военного удара по Ирану, если тот не предпримет в ближайшее время шагов по сворачиванию своей ядерной программы.
Почти happy end
Комиссар по вопросам внешней политики и внутренней безопасности ЕС Хавьер Солана, получивший сегодня наиболее полную информацию о предложениях Ирана от секретаря Высшего совета национальной безопасности Саида Джалили, очень доволен. Как передает иранское радио IRIB, Солана сказал: «Иранский пакет предложений является полным и содержит в себе различные вопросы, которые являются также важными и для нас». Джалили подтвердил готовность Тегерана к конструктивным переговорам. Солана и Джалили договорились о встрече в ближайшие недели.
В свою очередь, аль-Барадэи, получивший сегодня пакет из Ирана, тоже доволен: ответ ИРИ, по его словам, позволяет надеяться на скорое достижение договоренности.