Раздвоение ЮФО

В стране появился новый федеральный округ – Северокавказский. Сегодня главам вошедших в него субъектов – Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, Северной Осетии, Чечни и Ставропольского края – представили полпреда президента РФ в новом округе, теперь уже бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Его резиденция будет располагаться в Пятигорске.

Главный по Кавказу

Указ о назначении экс-губернатора крупнейшего региона Сибири «ответственным за Северный Кавказ» президент Дмитрий Медведев подписал 19 января. Уникальность ситуации в том, что помимо полномочий полпреда Хлопонин получает должность вице-премьера российского правительства. Соответственно, впервые в новой России возникает такой интересный симбиоз чиновника, одновременно встроенного и в президентскую вертикаль, и в правительственную горизонталь.

Главы национальных республик, словно по обычаю, поспешили «присягнуть на верность» новому полпреду, едва новость о его назначении появилась на информационных лентах. Вчера поздно вечером пресс-службы кавказских президентов уже цитировали официальные комментарии. В большинстве своем – однозначно положительные.

«У него огромный опыт как современного менеджера, так и руководителя крупного региона. Он – лицо, совершенно нейтральное для Северного Кавказа. Конечно, ему потребуется время для вникания в специфику региона. Но главное, как заместитель председателя правительства он будет иметь действенные рычаги для решения важных экономических вопросов нового федерального округа», – считает президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.

Губернатор Ставропольского края (в котором расположен центр нового округа – город Пятигорск) Валерий Гаевский отмечает, что у нового полпреда есть опыт выстраивания межрегиональных связей, что будет весьма востребовано в его новой должности. «Года три назад именно Хлопонин возглавлял рабочую группу Госсовета, которая занималась совершенствованием взаимодействия различных уровней власти при комплексном социально-экономическом развитии регионов. И тогда были серьезные решения по консолидации усилий на стратегических, прорывных направлениях. Сегодня одно из таких направлений – комплексное развитие регионов юга, республик Северного Кавказа, где, к сожалению, как отмечено в президентском послании, – „уровень коррупции, насилия и клановости беспрецедентный”. Образование Северокавказского федерального округа – это серьезный шаг к решению обозначенных проблем», – заявил ставропольский губернатор.

Определенные опасения выразил лишь чеченский лидер и не менее харизматичный политик Рамзан Кадыров – по его мнению, административные изменения на юге России могут заставить бизнес отложить планы инвестирования в регион. «Инвесторы на все смотрят по-своему, и я думаю, что на данном этапе федеральный центр должен помочь в создании благоприятных условий для инвесторов, намеренных вкладывать деньги в регион», – заявил Кадыров. Впрочем, «если глава государства оказал Александру Хлопонину доверие, значит, тот способен решать проблемы регионов», добавил чеченский президент.

По информации же «Эксперта Online», не все лидеры кавказских республик поддерживают назначение Александра Хлопонина руководителем нового округа. По их мнению, управлять им должен не сугубо гражданский человек, каким является экс-губернатор Красноярского края, не служивший в армии, а действующий военный, знающий местный менталитет и имеющий опыт взаимоотношений с бизнес- и политическими элитами региона, или хотя бы отставной генерал-управленец, каким был для ЮФО бывший командующий СКВО генерал Виктор Казанцев. Его назначил полпредом в ЮФО в 2000 году президент Владимир Путин, и он руководил округом до 2004 года, пока его на этом посту не сменил бывший губернатор Петербурга Владимир Яковлев.

Чем он будет управлять

Ставропольский край теперь имеет все шансы стать экономическим лидером нового округа – из семи субъектов СКФО он сегодня имеет наиболее стабильные показатели развития. А придание Пятигорску статуса окружной столицы открывает принципиально новые горизонты для развития и всего района Кавказских Минеральных Вод, и всего Ставрополья, где теперь должны разместиться новые федеральные структуры управления. «Ставрополье традиционно было „прачечной” по отмыванию „серых” и прочих денег из республик Северного Кавказа, где процветает коррупция. Появление новых силовых структур федерального округа способно серьезно изменить ситуацию. Можно ожидать, что новое развитие получит проект развития туристическо-рекреационной зоны на Кавминводах, будут сняты многие вопросы безопасности – следовательно, другими темпами начнет развиваться туристический бизнес и так далее», – сказал в интервью «Эксперту Оnline» ставропольский политолог Сергей Воробьев.

Однако наиболее серьезные усилия по экономическому развитию территорий новому полпреду предстоит сосредоточить именно в национальных республиках. Тем более что там по большому счету есть что развивать: практически в каждом регионе Северного Кавказа сегодня намечены приоритетные направления для роста, среди которых – стройиндустрия (заводы по производству стройматериалов намерены строить в Северной Осетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии), гидроэнергетика (серьезные проекты по строительству ГЭС на горных реках существуют сегодня практически в каждой республике), цветная металлургия и машиностроение (Северная Осетия), нефтегазовый комплекс (Дагестан и Чечня). К тому же Дагестан включен в программы развития прикаспийских территорий, по Ингушетии и Чечне уже действуют или только что приняты отдельные федеральные целевые программы с миллиардами инвестиций, а ФЦП «Юг России» также в большей степени ориентирована на развитие северокавказских республик. Кроме того, каждый из упомянутых регионов сегодня имеет серьезные перспективы в развитии туристической отрасли, где возможна реализация крупных межрегиональных проектов, способных, например, связать Кавминводы с горнолыжными курортами Карачаево-Черкесии и Приэльбрусья.

Разумеется, столь сложное, но весьма перспективное «хозяйство» под силу далеко не любому управленцу. Однако Александр Хлопонин, по оценкам многих экспертов, вполне может справиться с уровнем задач. «Неважно в данном случае, что не знает местной специфики. Важно, что знает, что такое проектный менеджмент – что любой проект начинается в определенной точке и в определенной же точке заканчивается. И такой человек для Северного Кавказа сегодня гораздо более необходим, что политик в чистом виде или представитель силовых структур. Кроме прочего, при существующем у нас уровне коррупции возникает надежда, что столь обеспеченный человек, как Александр Хлопонин, сможет гораздо эффективнее бороться с ней, чем чиновник, который приходит во власть, не решив своих личных задач», – считает руководитель консалтинговой компании АМИ из Чечни Шамиль Бено.

…и с кем договариваться

Между тем новому полпреду предстоит познакомиться с весьма любопытной компанией северокавказских лидеров. Президент Чечни, милицейский генерал Рамзан Кадыров  – фигура уже далеко не регионального масштаба, и для него вопросы с федеральным центром привычней решать непосредственно в Москве, а не в Ростове-на-Дону или тем более Пятигорске. Кроме него в «команде» – глава Ингушетии, десантный генерал  Юнус-Бек Евкуров, бывший судья Конституционного суда, президент Карачаево-Черкессии Борис Эбзеев, глава Северной Осетии Таймураз Мансуров, президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Последний, как и Александр Хлопонин, в свое время пришел в политику из бизнеса и начинал управление республикой с экономических реформ.

Особо сложная ситуация сейчас складывается в Дагестане. Там со дня на день ждут смены власти – кандидатуру на пост президента республики президент Дмитрий Медведев должен был внести в республиканский парламент до 19 января, но до сих пор этого не сделал. Как уже сообщал «Эксперт Online», в списке кандидатур, предложенном главе государства «Единой Россией», пять фамилий. Это нынешний президент Дагестана Муху Алиев, зампредседателя дагестанского правительства Магомед Абдуллаев, начальник управления Федерального казначейства РФ по Дагестану Саидгусейн Магомедов, депутат и экс-спикер Народного собрания республики Магомедсалам Магомедов (сын бывшего главы республики Магомедали Магомедова), а также советник председателя Совета федерации РФ Магомед Магомедов.

В ожидании президентского решения Дагестан стал, пожалуй, самой неспокойной республикой Северного Кавказа – сообщения о взрывах, терактах и прочих ЧП приходят оттуда едва ли не ежедневно. Впрочем, в каждой из республик существует непростая ситуация, о которой упомянул и российский президент – «массовая безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество». Есть и проблемы, о которых президент напрямую не говорил, – это национальные и прочие «местные» элиты со своими отдельными интересами.

Эксперты на юге России по-разному оценивают реальные возможности нового полпреда, справится ли он с комплексом социально-политических проблем,  существующих в регионе. «Решение о выделении неспокойных республик, с их специфическими проблемами, в отдельный округ – верное, хотя и несколько запоздалое. Но вот само новое назначение – ход неоднозначный. Если бы проблемы региона носили исключительно экономический характер – такое назначение можно было бы лишь приветствовать; но велика вероятность, что у Хлопонина попросту не будет возможности реализовывать жесткие меры и реально влиять на ситуацию», – считает генеральный директор Южнороссийского исследовательского центра «Фактор» Сергей Проценко.

По словам же политолога Сергея Воробьева, новый полпред неизбежно столкнется с противодействием элит. «Это будет противодействие развитию через коррупцию, через воровство бюджетных денег, разваливание различных проектов. У нас как только кто-то начинает что-то делать, получается, как в известной поговорке „один с сошкой, семеро с ложкой”», – считает политолог Сергей Воробьев.

Впрочем, статус вице-премьера российского правительства и та помощь, которую Хлопонину пообещал лично президент Медведев, должны дать бывшему красноярскому губернатору дополнительные рычаги воздействия на ситуацию. «У него большие полномочия, и сам он из мира бизнеса, а главное – он занимался развитием. Тем, чем на Кавказе до сих пор мало кто занимался – кроме, пожалуй, Чечни, где сейчас идет жесткий контроль за расходованием бюджетных средств. Пока же деньги, поступающие „на развитие”, в большинстве своем просто разворовываются», – сетует Сергей Воробьев.