Правительство Ульяновской области утвердило концепцию пятилетней областной целевой программы по созданию летательных аппаратов типа «дирижабль», предназначенных для перевозки особо сложных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По словам регионального министра экономики Олега Асмуса, реализация этого проекта позволит создать принципиально новое универсальное транспортное средство – аэростатический термобалластируемый летательный аппарат (АТЛА), названный «летающей тарелкой» из-за дискообразной формы. АТЛА (в теории) имеет высокую грузоподъемность, низкий расход топлива, практически неограниченную дальность и продолжительность полета и не требует наличия аэродромов. По мнению ульяновских властей, такой летательный аппарат найдет широкое применение в энергетике и энергомашиностроении, нефтяной и газовой промышленности, геологии, в области охраны окружающей среды и при аварийно-спасательных работах. Объем инвестиций областной целевой программы по созданию «летающих тарелок» из разных источников предполагается в размере около 3 млрд рублей. При этом, как подсчитали чиновники, будет создано около 800 рабочих мест, и казна будет дополнительно пополняться (за счет налога на прибыль) на 120 млн рублей в год.
Давняя мечта
На первый взгляд эта идея имеет пересечение с реальностью только в точке «зарывания в землю» бюджетных денег (точнее, распыления их в воздух). Пик дирижаблестроения в мире пришелся на 1920-1940 годы. Их применяли широко: от перевозки пассажиров и грузов до ведения разведки и бомбардировок. Сейчас этот вид летательных аппаратов если и используется, то либо в рекламных, либо в развлекательных целях. Однако в Ульяновске упорно продолжают вспоминать, что именно на местном авиазаводе (ныне «Авиастар-СП», является одним из опорных предприятий Объединенной авиастроительной корпорации) в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века по заказу советского Госплана реализовывался проект «Термоплан», который подразумевал серийный выпуск АТЛА для освоения труднодоступных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1991 году здесь даже была собрана первая «тарелка» диаметром 40 метров и высотой 16 метров. Однако с распадом СССР проект был свернут.
Возрождение «ульяновских дирижаблей» произошло летом прошлого года на авиасалоне МАКС-2009. Компания «Локомоскай» (ЛС, входит в группу компаний «Метапроцесс»), которая с 2006 года занимается проектированием и строительством дирижаблей, продемонстрировала на авиасалоне модель грузовой «тарелки» диаметром 7 метров и грузоподъемностью 20 кг, которая два часа уверенно «патрулировала» окружающее пространство. Там же губернатор региона Сергей Морозов и председатель совета директоров ЛС Кирилл Лятс подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства АТЛА «Локомоскайнер». По условиям соглашения, в течение 2010 года ЛС при поддержке правительства области изготовит экспериментальный образец аппарата (предположительно диаметром 50 метров) на имеющейся в Ульяновске промышленной базе. Положительные результаты испытаний прототипа позволят перейти к созданию линейки аппаратов большой грузоподъемности (вплоть до 600 тонн), выпуск которых будет возможен на специализированном сборочном предприятии, строительство которого «Локомоскай» предполагает осуществить в Ульяновске. «Мы надеемся на то, что появится федеральная целевая программа по созданию этих летательных аппаратов, поскольку дело действительно государственное. Может быть, в Европе задач для них не так много, но в России их масса. К примеру, на Севере не нужно будет строить временные дороги к небольшим нефтяным месторождениям, что нерентабельно. Подобный проект приведет к серьезной экономии средств», – заявил по этому поводу прессе генеральный директор «Локомоская» Виктор Прохоров.
Причем сама идея «Локомоскайнера» очень близка к тому, что пытались делать на Ульяновском авиазаводе 20 лет назад. АТЛА означает, что в конструкции летательного аппарата есть две полости, одна из которых заполнена традиционным гелием, а вторая – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. А это приводит к тому, что такой летательный аппарат избавлен от болезни классических дирижаблей – причаливания на значительной высоте к специальной башне (причальной мачте). Вместо этого он может вертикально взлетать и садиться на какую угодно площадку. Дискообразная форма нового дирижабля позволит ему сохранять устойчивость при «зависаниях» при порывах ветра скоростью до 20 метров в секунду, но при этом «на ходу» развивать скорость до 110 км/ч. Наконец, главное преимущество «летающей тарелки» перед вертолетами и самолетами – грузоподъемность. По расчетам специалистов ЛС, аппарат диаметром 250 метров сможет поднять груз до 600 тонн и транспортировать его на дистанцию от 250 до 3 тыс. км. По сути, это гигантский воздушный кран, который может стать незаменимым помощником нефтяников, газовиков, энергетиков, транспортников, строителей в труднопроходимых местностях.
Полет на Луну
По мнению Сергея Морозова, в покупке «Локомоскайнеров» уже сейчас заинтересованы десятки газодобывающих компаний. Но у ЛС сейчас нет ни одного дирижабля «на продажу». Прототип «летающей тарелки» с человеком на борту еще предстоит построить в этом году, испытать его по программе испытания летающих аппаратов, сертифицировать. И только потом – минимум через три-четыре года – можно будет говорить о его запуске в серийное производство. Причем процесс испытаний и сертификации летательного аппарата стоит значительно дороже, чем сама машина.
С этой точки зрения промышленная эксплуатация в конце будущего года 250-метровой «летающей тарелки» ульяновского производства, о которой как-то говорили региональные власти, выглядит откровенной фантастикой. Хотя, по сути, ульяновские власти-то при этом ничего не теряют – полетит ли «тарелка» завтра, через год, через пять лет или не полетит вообще – это риск «Локомоская», который будет вкладывать (или не будет вкладывать) деньги в создание соответствующей производственной базы в Ульяновске для производства современных дирижаблей.
Однако есть одно «но», которое может превратить этот проект в реальность. Ульяновские власти все чаще пытаются позиционировать свой регион как центр гражданского авиастроения страны. В этом им активно подыгрывает руководство Объединенной авиастроительной корпорации, под крышу которой сейчас собрано больше 80% отечественных авиастроительных заводов. За последние полгода в отношении «Авиастара-СП» было принято как минимум четыре федеративных решения, подтверждающих эту политику. В июне ОАК объявила о намерениях возобновить в Ульяновске серийное производство крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124-100 («Руслан»). Это единственная в мире машина, которая при взлетном весе около 400 тонн может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более 3 тыс. км. В 2003 году и в России, и на Украине (на киевском заводе «Авиант») производство «Русланов» было по политическим причинам остановлено, и «отложенный спрос» на эти грузовики, по оценке аналитика ИК «Финам» Константина Романова, сейчас составляет более сотни машин в ближайшие девять лет.
Двумя месяцами позже «Авиастар-СП» приступил к изготовлению первого серийного самолета Ту-204СМ, который наравне с региональным пассажирским самолетом SSJ-100 объявлен правительством приоритетным отечественным авиастроительным проектом. С 2011 года самолеты этой серии начнут поступать заказчикам, постепенно вытесняя из отечественного авиапарка и «отлетавшие» Ту-204, и зарубежные среднемагистральные аналоги. Под новый год правительство разрешило открыть в регионе особую портовую зону на территории аэропорта Ульяновск-Восточный, куда сразу устремились резиденты, связанные с авиапроизводством, авиаобслуживанием и авиаперевозками.
И, наконец, две недели назад ОАК и региональное правительство подписали соглашение о строительстве нового завода в Ульяновской области по производству деталей самолетов из полимерных и композитных материалов (ПКМ, их еще называют «черные» конструкции из-за характерного цвета полимеров). Через три года в Ульяновске будут делать ПКМ-крылья для находящихся в разработке среднемагистрального самолета МС-21 и новой модификации самолета Sukhoi Superjet. Помимо крыльев, по мнению ОАК, в Ульяновске могут быть организованы производство и сборка из композиционных материалов центропланов и хвостового оперения этих моделей гражданских самолетов.
Таким образом, выбор Ульяновска для производства «летающих тарелок» вполне оправдан. Да и в качестве производственной базы для их сборки, очевидно, предполагается использовать цеха входящего в ОАК «Авиастара-СП». Другой вопрос, что хотели бы того ульяновские чиновники и конструкторы «новых дирижаблей» или нет, но проект этот сам по себе в условиях российской действительности выглядит маниловщиной. А без участия государственной авиастроительной корпорации (финансового и организационного) и вовсе превращается в фантастику. Однако об участии ОАК в проектировании, строительстве, испытаниях и сертификации «летающих тарелок» пока ничего не известно.