Сошлись на мосту

Галина Щербо
17 мая 2010, 14:07

Проблема с мостом через Оку в Нижнем Новгороде стала политической. Мэр и губернатор соревнуются, кто сможет больше очков заработать на проблеме переправы.

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов договорился с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым о проведении дополнительного обследования Канавинского моста через Оку специалистами областного государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Об этом глава города сообщил сегодня на оперативном совещании. Это обследование позволит уточнить объем реконструкции моста и, следовательно, сроки проведения работ и затраты. Это важное заявление – закрытый в апреле мост уже стал причиной транспортного коллапса в городе и обвалил рейтинг мэра и губернатора.

Ранее обследование моста проводил ИркутскгипродорНИИ, который и вынес заключение о необходимости его закрытия для проведения капитального ремонта. Сейчас, по словам Булавинова, институт поддерживает проведение дополнительных обследований состояния опор, пролетов и других конструкций моста.

Канавинский мост, связывающий наиболее коротким путем центр города с заречной частью, – старейший в городе. Движение по нему было открыто еще в апреле 1933 года, и с тех пор полная реконструкция проводилась лишь один раз в 70-х годах прошлого века. В 2003 году московский институт «Исследование мостов и других инженерных сооружений» разрешил эксплуатировать мост в течение семи лет при постепенном снижении нагрузки на него. Закрытие моста планировалось на сентябрь этого года, но в марте ИркутскгипродорНИИ (разработчик проекта реконструкции) признал его дальнейшую эксплуатацию в прежнем режиме небезопасной. В итоге мост был закрыт для общественного транспорта 3 апреля. Оставлено лишь две полосы для движения легковых машин, и те работают в реверсивном режиме. Но в дальнейшем планируется полностью закрыть мост для любого транспорта.

Между тем ограничение движения по мосту уже вызвало серьезные заторы в городе. Власти города попытались нивелировать обстановку, сделав ставку на другие средства передвижения: на прошлой неделе через Оку был организован маршрут катеров на воздушной подушке. Чистое время в пути составляет 10-15 минут, но при стоимости билета 60 рублей речные такси собирают пассажиров 40-50 минут, что не решает для жителей города транспортных проблем.

Ранее мэр Вадим Булавинов сообщил депутатам гордумы, что принял принципиальное решение не о «косметическом ремонте» сварных швов и металлических несущих опор, а о капитальном ремонте моста – с полной заменой и расширением дорожного полотна. Частичный ремонт обойдется в 700-800 млн рублей и позволит увеличить срок службы моста на 20 лет. Полная реконструкция будет стоить 3 млрд рублей, но после этого мост прослужит еще 80 лет, привел главные аргументы градоначальник. По словам мэра, в качестве альтернативных источников переправы через Оку в первую очередь рассматривается расширение подъездов к метромосту, организация переправы на речных такси и установка трехполосного понтонного моста, которая обойдется еще в 300-400 млн рублей.

По оптимистичным оценкам главы города, проект реконструкции Канавинского моста будет готов в августе. Но это означает, что на федеральное софинансирование можно рассчитывать не ранее 2014 года.

Губернатор Валерий Шанцев по традиции выступает оппонентом мэра. Он считает целесообразным провести капитальный ремонт моста в течение одного года. Это будет стоить 500-600 млн рублей (с гарантией 25 лет).

В итоге реконструкция моста из транспортной и технической проблемы уже стала проблемой политической. Согласно апрельскому опросу фонда «Открытая социология», закрытие моста 77,9% опрошенных считают самым негативным событием за последние несколько лет. Проблемы вокруг моста обрушили рейтинг и губернатора, и мэра. Так, рейтинг Шанцева с февраля по апрель 2010 года упал с 36,2% до 25,7%, рейтинг Булавинова за то же время снизился с 42,6% до 29,9%. Председатель совета фонда «Открытая социология» Сергей Красиков объясняет снижение рейтинга транспортными проблемами, обострившимися после частичного закрытия моста через Оку. Сейчас нижегородские чиновники пытаются найти компромисс. Губернатор может набрать очки, предложив более быстрое и дешевое решение мостовой проблемы, а мэр – не потерять то, что есть, пойдя на уступки и сняв с себя часть ответственности. Первому важно продемонстрировать свою эффективность накануне истечения срока полномочий (в августе), второму – не растерять популярность перед выборами нового состава гордумы (новый глава администрации Нижнего Новгорода будет избран из числа депутатов).