Новые активы

Президент Дмитрий Медведев подписал указ о развитии ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Документ предусматривает передачу пакетов акций 11 российских судостроительных заводов из федеральной собственности в уставный капитал ОСК.

В структуре ОСК сейчас три региональных центра – северный (на базе северодвинских заводов), западный (включает в себя предприятия Санкт-Петербурга и Калининграда) и дальневосточный (базируется во Владивостоке). Указ президента предписывает правительству РФ обеспечить учреждение совместно с правительством Астраханской области дочернего предприятия ОСК – ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта». Идея об этом была высказана еще в 2008 году генеральным директором Ассоциации судостроителей Астраханской области Александром Волынским. По его мнению, южный центр смог бы объединить все судостроительные предприятия ростовского направления, начиная от Астрахани. «Сотни тысяч рабочих недозагружены в этой отрасли. Судостроение юга России должно быть самым сильным», – говорил он. Тогда же губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявлял, что местные судостроительные предприятия должны быть объединены в единую структуру на базе частно-государственного партнерства. Целью консолидации была объявлена концентрация производственных мощностей судостроительно-судоремонтных заводов юга, привлечение отраслевых предприятий Каспийского бассейна и иностранных судостроительных компаний, заинтересованных в работе на территории Астраханской области.

Судостроительный комплекс Астраханской области представлен 12 крупными предприятиями. Предполагалось, что консолидация состоится вокруг уже функционирующего в Астрахани АСПО (Астраханское судостроительное производственное объединение группы «Каспийская энергия», в него входят Судостроительный завод им. III Интернационала, ССЗ «Лотос» и «Астраханский корабел»). Однако «регионального монстра» тогда не получилось. Сначала ФАС России не дала разрешения на приобретение АСПО 100% акций завода «Красные баррикады», а затем судостроительные компании Ростовской и Волгоградской областей, а также Дагестана отказались подключаться к южному центру под эгидой АСПО. В последние годы судостроительные заводы юга России и без того завалены заказами от судоходных компаний, и вряд ли им было интересно делиться ими с конкурентами.

Показательно уже то, что даже из АСПО к работе в ОСК подключается пока лишь единственный ССЗ «Лотос». Остальные, видимо, выжидают. К примеру, у «Астраханского корабела» сегодня надежные многолетние заказы от «ЛУКойла» на изготовление буровых платформ для разработки каспийского шельфа. Вряд ли ему будет интересно брать на себя дополнительные обязательства от государства.

Тем не менее государство, владеющее 100% акций ОСК, продолжит собирать судостроительные активы в один мощный кулак. Правда, полного контроля над заводами ОСК не получит – речь идет, как правило, лишь о блокирующих пакетах акций. Наиболее значимый для корпорации новый актив – ФГУП «Судоэкспорт», которое занимается экспортом и импортом гражданских судов. «Корпорация теперь будет заниматься проведением внешнеторговых операций по экспорту-импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, а также лизингом», – отметил Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности РФ.

Президент также заявил, что нужно до конца этого года разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения. «Эта программа должна учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на развитие отрасли, включая и условия международной конкуренции, – подчеркнул глава государства. – Здесь мы никуда не сможем спрятаться: по понятным причинам все, что мы делаем, будет находиться в достаточно жестком рыночном противостоянии с другими поставщиками такого рода продукции». Дмитрий Медведев поручил Минфину согласовать законопроект «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ» к середине июля.

Глава ОСК Роман Троценко считает, что развитию отрасли будет способствовать создание судостроительных кластеров и освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих – от налогов и импортных пошлин. ОСК, как отметил Троценко, будет уделять более серьезное внимание строительству судов и буровых платформ, способных работать на шельфе северных морей, поскольку производителей подобной продукции в мире немного и конкуренция невысока. Еще два важных направления работы ОСК — строительство современных военных судов и малых речных судов.

Кроме того, ОСК хочет получить ряд активов на Украине. В частности, уже в нынешнем году корпорация выкупит 50% акций Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве. По словам Троценко, ЧСЗ был одним из самых технологически оснащенных в Советском Союзе и строил в том числе авианесущие корабли. Сейчас же завод находится в тяжелом положении, портфель заказов практически пуст и, как отметил Троценко, загрузить его работой можно «только благодаря совместной программе России и Украины, потому что завод требует существенных средств на восстановление производственной способности». В планах ОСК приобретение ряда украинских судоверфей – они послужат базами для ремонта российских судов.

Но самое значительное прибавление может ожидать ОСК в ближайшее время по месту «прописки» корпорации – в Петербурге. Речь идет о Балтийском заводе и «Северной верфи», принадлежащих сейчас сенатору Сергею Пугачеву. Агентство Fitch распространило информацию об ухудшении финансового положения Межпромбанка, который также контролируется Пугачевым. В сообщении агентства говорится, что одной из мер по повышению устойчивости банка может стать поддержка от основного акционера и что, согласно предоставленной Fitch информации, такая ликвидность может быть привлечена за счет продажи или залога активов Объединенной промышленной корпорации (ОПК, в нее входят «Северная верфь», Балтийский завод и Межпромбанк). Информацию о том, что речь идет о продаже именно судостроительных активов, подтвердила и пресс-служба ОПК, подчеркнув, что сделка проводится по поручению премьер-министра Владимира Путина, данному ОСК, и должна быть закрыта до 20 июня. Сейчас консультации идут лишь о сумме сделки. У экспертов нет сомнений, что сделка может быть сорвана.

Еще одна новость, касающаяся петербургских активов ОСК, – переезд «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт. Ныне предприятие располагается в центре города, оно занимает три острова в дельте Невы. «Кронштадт сейчас соединен автомобильным сообщением. Это недалеко от Морского канала и позволяет крупнотоннажным судам заходить на верфи непосредственно и производить выгрузку оборудования», – отметил Троценко. По его словам, на прежнем месте в Петербурге останутся только научно-технологические корпуса. Это позволит петербургским властям к 2013 году построить мост, соединяющий Ново-Адмиралтейский и Васильевский острова. Но окончательно переезд «Адмиралтейских верфей» может завершиться только через десять лет.