Дорога раздора

Евгения Новикова
1 июля 2010, 19:25

Столичные власти ремонтируют участок шоссе на подъезде к Шереметьево. Аэропорт и «Аэрофлот» подняли шум на федеральном уровне, требуя от Генпрокуратуры и ФАС разобраться с деятельностью московской мэрии. К разрешению проблемы подключились все причастные к делу ведомства и даже премьер РФ Владимир Путин.

В минувшую субботу, 26 июня, начались ремонтные работы на 24-м километре Ленинградского шоссе. Трасса на этом участке оказалась сужена до одной полосы. А это практически равнозначно ее закрытию: даже до ремонтных работ здесь были огромные пробки. Но для того, чтобы попасть в аэропорт Шереметьево, пассажиры отваживались пользоваться шоссе, выезжая даже из северной части города часа за полтора до начала регистрации. Но теперь так не получится. Если не пользоваться электричкой «Аэроэкспресс», везущей народ около 30 минут от Белорусского вокзала до терминала аэропорта Шереметьево, и не выехать из дома на четыре часа раньше обычного, можно опоздать на самолет. Если же Шереметьево оказался для вас станцией пересадки и нужно добраться до Домодедово или Внуково, а лайнер взмывает ввысь уже через четыре часа, то опоздания избежать очень сложно.

Авиаконфликт

Генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в среду в блоге выступил с обвинением властей Москвы в том, что они создали препятствия для проезда пассажиров в аэропорт. Он обратился к ФАС с просьбой рассмотреть «вопрос о дискриминационном доступе к части аэропортов Московского авиационного узла». Ведь 3 июля в аэропорту Внуково, принадлежащем правительству Москвы, запускают новый терминал. И это, естественно, волнует шереметьевцев. Василенко рассчитывает в ближайшее время получить ответ на свои обращения в Антимонопольный комитет и Генпрокуратуру по поводу недобросовестной конкурентной борьбы столичных властей.

Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции Андрей Калмыков сообщил, что в минувший понедельник из-за проблем с дорогой его авиакомпания потеряла 700 тыс. евро. «Никто заранее не согласовывал с нами и не уведомлял ни нас, ни Шереметьево, ни ОАО „Терминал" о том, что планируется начать строительные работы. Первый день коллапса для нас стал убийственным. У нас 1300 человек опоздали на самолеты. Мы им вернули 75% от стоимости билета в соответствии со 108-й статьей закона», – сообщил он в Госдуме. Но финансовые потери для «Аэрофлота» не столь существенны по сравнению с репутационными, отметил чиновник.

Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин попытался успокоить: движение восстановится в прежнем режиме не ранее 1 октября текущего года. Но это никого не порадовало.

Шум, поднятый властями аэропорта, услышали в Минтрансе. Чиновники министерства решили даже провести совещание для поиска выхода из этой ситуации. В Ространснадзоре, который подчиняется Минтрансу, заявили, что ремонт был продиктован аварийным состоянием участка дороги. И что нет связи «между ремонтом путепровода и вводом в строй нового терминала Внуково. Ространснадзор пообещал в течение сегодняшнего дня опубликовать на сайте официальный комментарий. Неофициально в ведомстве объяснили, что будто бы работы проводятся для обеспечения безопасности «Сапсана», которые проезжает по Октябрьской железной дороге: части конструкций аварийного моста на пересечении ОктЖД и Ленинградского шоссе буквально сыплются на рельсы под колеса быстроходного поезда.

ФАС подключилась к решению проблемы и пообещала расследовать взаимосвязь между ремонтом на Ленинградском шоссе и открытием нового терминала во Внуково. Замглавы ФАС Андрей Голомолзин даже высказал, что «виновные должны понести наказание».

Генпрокуратура организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности в связи с ограничением движения на 24-м километре Ленинградского шоссе. Об этом сказала официальный представитель ГП РФ Марина Гриднева. По ее словам, в ходе проверки будет дана оценка действиям или бездействию органов государственного надзора в сфере дорожной деятельности и должностных лиц, органов исполнительной власти Москвы.

Не остался безучастен к проблеме Ленинградки и премьер Владимир Путин. Он поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться в ситуации: «Пожалуйста, поработайте с московскими властями, вместе предпримете необходимые действия для того, чтобы ситуацию улучшить». Люди долго стоят в пробках, сказал Путин. А Иванов подтвердил: «Да, четыре-пять часов…»

К вечеру четверга с официальным заявлением перед прессой наконец выступил высокий столичный чиновник Петр Бирюков, первый заместитель мэра. Он объявил, что противоаварийные работы на путепроводе, расположенном на 24-м километре Ленинградского шоссе, начаты московскими властями по предписанию Ространснадзора, прокуратуры и по согласованию с ОАО РЖД. Аварийный мост 50 лет не ремонтировали – время пришло. У городских властей есть официальное предписание, требующее начать противоаварийные работы на путепроводе со 2 июля. Зимой работы вести неудобно – из-за «технологического цикла». В ходе ремонта нужно заменить 340 тонн металлоконструкций. Москва инвестировала в проект 140 млн рублей. Кстати, Бирюков вскользь отметил, что не очень ясно, почему «путепровод должны ремонтировать именно московские власти, если это объект федерального значения».

Звездный час перевозчика

В этой грустной ситуации неожиданно появился позитив. Пассажиропоток «Аэроэкспресса» в Шереметьево за последние сутки увеличился на 66,7% – до 15 тыс. человек. Об этом говорят в самой компании. Она готова трудиться и дальше – увеличить число вагонов, которые следуют от Белорусского вокзала до аэропорта.

Шереметьево выдал рекомендацию авиакомпаниям проинформировать пассажиров о затруднениях и пробках на Ленинградском шоссе и необходимости пользоваться электропоездами «Аэроэкспресс». Экспрессы удлинили с 8 до 10 вагонов. Но вот расписание не поменяли: скоростные электрички ходят с 05.00 утра до 01.00 ночи через каждые 30 мин – кроме двухчасового перерыва с 11.00 до 13.00. Между тем этот скоростной перевозчик мог бы полнее использовать выгодную для себя ситуацию. Например, ликвидировать этот двухчасовой дневной перерыв, пораньше начинать и попозже завершать работу и запускать поезда чаще, особенно когда перерыв более 30 минут. «„Аэроэкспресс” недозагружен, – поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – В нынешней ситуации электрички могут перевезти 18 тыс. человек в день, а перевозят 11 тыс. Пассажиропоток Шереметьево – прилетающие, улетающие и транзитные пассажиры – составляет 60-70 тыс человек в день».

Генеральный директор туристической компании Tez Tour Владимир Каганер не очень сильно надеется на скоростную электричку. И вот почему: «Мы обслуживаем категорию туристов, которые предпочитают отдыхать в отелях высшей ценовой категории. Никогда и ни под каким видом эти люди не поедут в аэропорт на электричке. Они скорее предпочтут стоять пять-шесть часов в пробке в своих автомобилях, чем поедут общественным транспортом. Это не только снобизм, но и правила безопасности».

Гендиректор, по-видимому, недооценивает своих клиентов: по направлениям, предлагаемым Tez Tour, часто ездят с детьми и с внушительным багажом. И выбор загазованной дороги с пробками, где даже самого здорового укачает за полчаса пути, – отнюдь не следствие снобизма. Просто услуги, предлагаемые «Аэроэкспрессом» в Шереметьево делают дорогу небыстрой, недешевой и некомфортной, особенно если учитывать, что терминалы аэропорта разбросаны по большой площади, а те маршрутки и автобусы, что курсируют от поезда до любого из терминалов, малопригодны для путешественников с детьми и громоздким багажом.

Шереметьево в последнее время вообще вызывает «некую настороженность у пассажиров», делится впечатлением Ирина Тюрина: «До него не всегда удобно добираться. К тому же он стал запутанным, особенно после цифровой идентификации терминалов». Настолько запутанным, что путешественник нередко получает билет с указанием одного терминала. А когда наконец, добравшись до него на шаттле и сгрузив чемоданы и домочадцев, пытается найти там свой рейс, оказывается, что «ошибочка вышла»: самолет вылетает из совершенно другого терминала. Хорошо, если в запасе есть время, чтобы добраться до конца регистрации туда, куда нужно!

Пораньше выезжать

Ассоциация туроператоров России заявила о намерении обратиться с открытым письмом к московскому правительству по поводу проблем с доставкой туристов. Так, по крайней мере, заявила исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе. Она отметила, что пока туроператоры не планируют переносить рейсы. Это невозможно в разгар высокого сезона.

Но, как говорят в турагентствах, Внуково и Домодедово окажутся в выигрыше, если доступность Шереметьево будет столь проблематична: при оформлении путевок туристы предпочтут вылет из двух первых, потому что по ряду направлений можно лететь изо всех трех столичных гаваней.

Ирина Тюрина пояснила «Эксперту Online», что вопрос о переводе авиакомпаний в другие аэропорты может возникнуть, если ситуация с закрытием шоссе окажется достаточно длительной. «Самое простое – открыть трассу. Непонятно, для чего это надо было делать в разгар авиаперевозок. Это касается не только и не столько туристического рынка, сколько общего пассажиропотока, который несопоставимо больше, чем туристический поток. На отдых за рубеж выезжают лишь 3-4% россиян. Остальные 96% – это авиаперевозки с другими целями. Кроме того, Москва – грандиозный пересадочный узел: люди прилетают в один аэропорт, а вылетают из другого», – отметила она.

Создавшуюся ситуацию она считает «элементарным недоумием чиновников». При этом страдают в основном пассажиры, хотя массовых опозданий на рейсы, по ее данным, все же нет. «Это не проблема для туроператоров. Они не несут убытки. Турператоры, если есть возможность, готовы пересадить опоздавших на другой рейс. Но нужно учесть, что если речь идет о чартерах, то по одному и тому же направлению они летают в лучшем случае через два-три дня», – отметила Тюрина. К тому же не факт, что в высокий сезон в них окажутся свободные места. Поэтому туроператоры обзванивают своих клиентов, которые едут через Шереметьево, и предупреждают, что надо выезжать заранее. «Говорить о коллапсе и хаосе нельзя, – резюмирует она. – Народ будет приспосабливаться – если летишь утром, то выезжай вечером, а если рейс вечером – выезжай с утра».

К вечеру четверга стало известно, что мэрия решила выделить две дополнительные полосы для движения на конфликтной трассе. Цена вопроса – продление сроков ремонтных работ на месяц – до 1 ноября.

С 6.00 утра 2-го июля автомобили идут в 4 ряда. Это улучшило ситуацию, но пробки, которая формировалась на этом участке Ленинградского шоссе еще до ремонта, избежать не удалось. На скандальном объекте круглосуточно дежурят сотрудники ГИБДД – они помогают в регулировании движения.