Поляки проявили невиданную сознательность: явка на второй тур превысила явку на первый и составила 55,29% против 54,94% две недели назад. Именно явка на второй тур вызывала наибольшие опасения: жара и отпускной период могли сыграть решающую роль в исходе выборов, так как электорат Коморовского – главным образом горожане, интеллектуалы, молодежь – мог разъехаться и пренебречь участием в выборах. Поэтому одним из основных пунктов команды Коморовского стала работа над явкой поляков на избирательные участки.
Напомним, в первом туре, прошедшем две недели назад, маршал сейма, кандидат от правящей «Гражданской платформы» Бронислав Коморовский набрал 41,22% голосов, его конкурент, лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский – 36,74% голосов. Третье место занял кандидат от левых сил Гжегож Наперальский, набравший 13,68% голосов избирателей. Многие с волнением ожидали, в чью пользу порекомендует своим избирателям отдать голоса этот третий в списке победителей. Однако он заявил, что никаких советов давать не намерен, потому что идеологически ему, левому, не близок ни один из имеющихся кандидатов. И порекомендовал электорату принимать самостоятельное решение.
1
За два дня до окончательного тура опрос, проведенный социологами Польши, показал, что Качиньский, брат-близнец погибшего в авиакатастрофе над Смоленском президента Леха Качиньского, опережает фаворита гонки либерала Коморовского на 2%. Тем не менее, уже ночью предварительные итоги голосования показали 5-процентный отрыв кандидата партии власти.
Отметим, победа маршала сейма Коморовского была до часа ночи под вопросом. Когда были обработаны 50% бюллетеней, число сторонников Качиньского оказалось большим. Штаб Коморовского даже понервничал, несмотря на то что exit pool давали от 2% до 6% в пользу Коморовского. Но затем перевес кандидата от «Гражданской платформы» стал очевиден. Еще до того, как стало известно о 5-процентном отрыве Коморовского, Ярослав Качиньский поздравил конкурента с победой: «Я должен начать с того, чего требует добрая традиция – поздравляю Бронислава Коморовского. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этих выборах, но прежде всего тех, кто меня поддержал». Вместе с тем, отметил он, его партию ждет дальнейшая работа для победы на следующих парламентских выборах в 2011 году и на местных – уже ближайшей осенью. А это значит, что расслабляться рано.
Напомним, братья Качиньские находились у власти с 2006 года. Вначале в результате победы Лех Качиньский стал президентом, а Ярослав – премьером. Их времена сопровождались скандалами как на внутреннем, так и на внешнем поле: первые были связаны с кадровой политикой в ходе формирования правящей коалиции, вторые – враждой с Россией и стремлением диктовать свою волю объединенной Европе. В те годы Польша оставалась лучшим другом и союзником США на Европейском континенте. И затрудняла процессы реформирования ЕС. Шансы Качиньских продолжить политическую игру быстро стремились к нулю. Но неожиданно ситуация изменилась в связи с гибелью президента Леха Качиньского 10 апреля нынешнего года в авиакатастрофе под Смоленском. Тогда же погибла почти вся политическая военная верхушка, которая вместе с президентом направлялась на траурные мероприятия в Катынь. Были назначены досрочные выборы президента Польши, и у Ярослава Качиньского на волне народной скорби по погибшему президенту появились новые политические перспективы.
Победитель Коморовский тоже сегодня утром обратился со словами благодарности к народу: «Сегодня победила демократия, наша польская демократия. Важно теперь строить не баррикады, а чувство единства».
Победителю 58 лет. Он сын графа Зигмунта Коморовского, историк по образованию, политик с многолетним стажем. Прежде он возглавлял парламентский комитет по обороне, был министром обороны Польши, затем спикером сейма и с 10 апреля, после гибели Леха Качиньского, исполнял обязанности президента.
«Для России, для перспектив нашего взаимодействия и с Польшей, и с объединенной Европой с участием Польши исход этих выборов можно оценить со знаком плюс», – заявил прессе глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. Вместе с тем, по мнению ряда аналитиков, не совсем очевидно, насколько предвыборные обещания совпадут с реалиями. Очевидно одно: выбор Коморовского для Польши означает политическую стабильность и гарантию прохождения реформ. Ведь премьер Дональд Туск, партия власти «Гражданская платформа» и новый президент – единомышленники. Теперь крайне маловероятно, что президент станет ветировать законопроекты правительства или делать неуклюжие шаги на внешнем контуре, демонстрируя самостийность Польши в рамках Евросоюза.