Согласие без любви

Али Алиев
5 июля 2010, 19:03

Президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали в Астане заявление о введении Таможенного кодекса для трех стран с 6 июля, для России и Казахстана с 1 июля. Однако трехсторонний союз ждут серьезные испытания – Минск требует все новых уступок, а Москва начала прямую пропагандистскую атаку на Александра Лукашенко.

Белорусский лидер так и не дождался уступок России при отмене пошлин во взаимной торговле в рамках Таможенного союза (ТС) и в последний момент, в минувшую субботу, сообщил, что подписал все необходимые документы. В Таможенном кодексе ТС определяются общие вопросы таможенного регулирования, содержатся нормы по унификации таможенного администрирования, включая порядок декларирования товаров, единые таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, а также уплаты таможенных платежей. Напомним, что документ был ратифицирован парламентами России и Казахстана еще в середине мая, а белорусское Национальное собрание сделало это только на прошлой неделе. Поэтому сроки начала полноценной работы Таможенного союза были сдвинуты на несколько дней.

Накануне своего визита в Астану Александр Лукашенко заявил, что республика к настоящему времени ратифицировала все договоры и соглашения в рамках ТС, включая Таможенный кодекс. «Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза. Таможенный кодекс мы ратифицировали, мы сегодня находимся в той же системе координат, что и они (в России). Мы ни на йоту, ни на полшага, ни на миллиметр не отстаем в Таможенном союзе ни от России, ни от Казахстана», – отметил белорусский лидер.

Дмитрий Медведев на саммите ЕврАзЭС назвал формирование Таможенного союза «выгодным и интересным делом». «Я рад, что мы договорились по статуту Суда ЕврАзЭС, что говорит о том, что интеграция вступила в заключительную фазу», – заявил российский президент, добавив, что «теперь статут Суда ЕврАзЭС будет применяться и к отношениям между действующими субъектами, то есть компаниями, зарегистрированными на территории ЕврАзЭС».

«Любой союз, особенно близких братских государств, должен быть во благо, приносить благо народам, в том числе Таможенный союз. Поживем – увидим», – в свою очередь заявил Александр Лукашенко после саммита, дав понять, что подписание документов по Таможенному кодексу далось ему нелегко.

ТС заработал, но Минск по-прежнему настаивает на своих требованиях. «Белорусская сторона постоянно ставит вопрос о том, что формирование Таможенного союза и единой таможенной территории, безусловно, ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле», – сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов по окончании саммита ЕврАзЭС. В то же время он подчеркнул, что «до формирования единого экономического пространства и вступления в силу всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется». Он добавил, что Белоруссия считает, что даже в настоящий момент при создании единой таможенной территории у сторон такое право исчезает. По словам Шувалова, ЕЭП должно заработать с 1 января 2012 года.

Дмитрий Шустерняк, генеральный директор компании «Финэкспертиза консалтинг» считает, что подписание документов по ТК ТС нельзя назвать ни вехой, ни событием, ни переломом. «То, что Александр Григорьевич подписал документы о присоединении Белоруссии к Таможенному кодексу, – это, на мой взгляд, начало большого шоу. Формально он согласился и получил прекрасный козырь, чтобы легитимно требовать все новых и новых уступок», – заявил аналитик «Эксперту Online».

По словам директора департамента НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александра Штока, вряд ли сейчас необходимо искать победителя – стороны подписали соглашение, которое им выгодно. «России участие Белоруссии в ТС было необходимым, поскольку  без Минска таможенное объединение выглядит куцым – двустороннее соглашение с Казахстаном гораздо менее масштабно, чем тройственный союз. Белоруссия взамен получила выгодные торговые отношения с основным рынком сбыта, – говорит аналитик. – Однако скандальность подписания соглашения нанесла серьезный репутационный удар по самому Таможенному союзу. К тому же Россия и Белоруссия очередной раз „подставились” перед Евросоюзом».

По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам менеджмент», «логичнее говорить не о чьей-то „победе” (кстати говоря, если уж это и победа, то и Казахстана тоже, а не только одной России), а о том, что здравый смысл возобладал в действиях белорусских властей. То есть выгоды от полноценного вступления в Таможенный союз республика получит больше». «Причем как экономической, так и политической. И если с экономической выгодой все понятно, то политическая заключается в демонстрации мировому сообществу, что Белоруссия – нормальная страна, и там адекватные власти, с которыми можно договариваться по разным вопросам. То есть подписание ТК ТС – это своеобразный сигнал Европе и США», – считает аналитик.

При этом, по его мнению, некорректно называть эти события конфликтом. «Скорее это был длительный процесс согласования договора при максимально возможном учете интересов сторон. Теперь он счастливо завершился. Основные параметры экономического сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном теперь согласованы, – говорит Дмитрий Баранов. – Тем не менее, не исключено, что по мере введения в жизнь этого документа могут возникать какие-либо разногласия, которые будут носить лишь технический характер. Полагаю, что они будут преодолеваться сторонами достаточно быстро».

Впрочем, до «мира и любви» в отношениях Москвы и Минска, похоже, еще далеко. Буквально накануне саммита в Астане, вечером в воскресенье, телеканал НТВ в рубрике «Чистосердечное признание» показал фильм под названием «Крестный батька», полностью посвященный Александру Лукашенко и ситуации с нарушениями прав человека в Белоруссии. Белорусский лидер в нем представлен жестоким и не очень грамотным диктатором, который неоднократно предавал своего союзника – Россию. Похожий сюжет появился 3 июля и на телеканале Russia Today. «Некоторые российские телеканалы, которые только номинально являются независимыми, но на самом деле всем известно, как и кем они управляются, фактически вылили ушат грязи на главу государства и Беларусь в попытке оказать беспрецедентное информационное давление», – заявил агентству БЕЛТА источник в делегации, сопровождающей Лукашенко во время его рабочего визита в Казахстан.

В посольстве Белоруссии в Москве отреагировали не менее резко. «Выдвигать кощунственные обвинения в адрес главы государства недопустимо и преступно. Это домыслы, которые не имеют под собой почвы, и набор комментариев, которые из контекста выкинули», – заявил пресс-секретарь посольства Виталий Сливка в интервью радиостанции «Эхо Москвы». «Особо печально, что они (сюжеты) появились накануне проходящей сегодня встречи в Астане, на которой планируется подписание ряда документов, связанных с Таможенным союзом», – подчеркнул пресс-секретарь. «Я не думаю, что это будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания, и надеюсь, что эти сюжеты не являются официальным выражением политики российского руководства», – добавил он.

«Возможно, что фильмы использовались как своеобразный инструмент влияния. А то, что их все-таки показали, когда уже было известно, что Александр Лукашенко подписал документы по ТК ТС, объясняется тем, что, возможно, информация о подписании Белоруссией соглашения пришла поздно, и внести изменения в сетку вещания уже не удалось», – считает Дмитрий Баранов. В свою очередь, Дмитрий Шустерняк уверен, что таким путем в Кремле рассчитывают ухудшить имидж белорусского президента. «Причем не на Западе (там и так про Лукашенко все знают) и не в Белоруссии (во-первых, там эти программы не видят, а во-вторых, население в большинстве своем его поддерживает), а в России, – уверен аналитик. – Сложностям в отношениях Москвы и Минска много лет, и за это время Лукашенко сумел создать для многих россиян собственный ореол народного защитника и крепкого хозяина. Если российское руководство намерено и дальше усиливать экономический нажим на белорусские власти, то его надо сопровождать компрометацией самого Лукашенко – одно дело, когда ты наказываешь „хорошего парня”, и совсем другое, когда претензии направлены на „плохого дядьку”».