Спасательный круг

Вадим Пономарев
13 августа 2010, 17:22

Премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в Ставропольском районе Самарской области. Под нее будет отведено 660 га земли, непосредственно примыкающей к столице АвтоВАЗа – городу Тольятти. Резиденты ОЭЗ будут освобождены на срок до пяти лет от налога на имущество и земельного налога, а налог на прибыль для них будет снижен до 15,5%. Ряд льгот и преференций дадут инвесторам и региональные власти.

По словам вице-премьера Игоря Сечина, готовность разместить новые производства в тольяттинской ОЭЗ уже выразили 11 инвесторов. Суммарно их проекты «тянут» на 40 млрд рублей. «Инвестиции по согласованным проектам должны составить до 41 млрд рублей. Большинство проектов находятся в достаточно высокой стадии готовности. И мы предполагаем, что с 2012 года эти предприятия могут начать работу», – доложил он в четверг Владимиру Путину. «Мы считаем: 2012 год – это принципиально важно для запуска именно в первую очередь компонентного бизнеса, потому что востребованность и стыковка с основными производителями чрезвычайно важна, чтобы обеспечить уровень локализации, к которому мы стремимся», – поддержал его и глава Минпромторга Виктор Христенко.

Помимо денег инвесторов предусмотрены и прямые бюджетные вливания в создание самой ОЭЗ. На строительство инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур из федерального бюджета будет выделено до 7,2 млрд рублей, регионального – не менее 774 млн рублей.

Все происходящее, естественно, вызвало горячее одобрение местных властей. «В исторической перспективе этот проект по своему значению для нашего региона сравним со строительством АвтоВАЗа», – уже заявил губернатор Самарской области Владимир Артяков, пообещав всемерное развитие ОЭЗ и максимальное привлечение инвестиций в регион. Его пафос понятен: за счет особой экономической зоны федеральное и региональное правительства пытаются решить как минимум две задачи – социальную и экономическую.

Вообще, идея проекта возникла более года назад – после того как градообразующее предприятие Тольятти АвтоВАЗ, столкнувшись со спадом продаж, был вынужден приступить к сокращению персонала. На сегодняшний день из почти 110 тыс. сотрудников, трудившихся на автозаводе и в смежных структурах к середине 2008 года, свои рабочие места сохранили лишь 72 тыс. Созданные же в ОЭЗ предприятия, по словам Игоря Сечина, должны трудоустроить не менее 20 тыс. тольяттинцев. «Создание ОЭЗ в Тольятти позволит диверсифицировать экономику города, уйти от статуса моногорода, зацикленного на автомобилях, позволит трудоустроить высвобождаемых с АвтоВАЗа работников, снять зависимость городского бюджета от финансовых результатов тольяттинского автогиганта», – уверен и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Вторая причина в том, что правительство пробует создать в Тольятти центр высокотехнологичного производства деталей  для отечественного автопрома. Не случайно первым «якорным» инвестором ОЭЗ изъявил желание стать итальянский производитель автомобильных шин Pirelli. В соответствии с соглашением, которое эта компания еще в 2008 году подписала с акционером тольяттинского автогианта госкорпорацией «Ростехнологии», созданное ими совместное предприятие должно было вложить 11 млрд рублей в создание завода мощностью до 4,2 млн автошин в год и трудоустроить более 1,5 тыс. человек. В числе других резидентов ОЭЗ упоминаются германская ZF Lemforder (модули шасси), НПО «Сигма» (стекла для наземного транспорта), группа «Химэкс» (легковые коммерческие грузовики), холдинг «РТ-машиностроение» (электротехника) и Полад (порошковые металлы).

В принципе, это должно пойти на пользу отечественному автопрому, поскольку качество российских комплектующих является наиболее «слабым звеном» оставшейся в стране автомобильной промышленности. Тем более что, по мысли Виктора Христенко, «зоновские» комплектующие будут производиться не только для АвтоВАЗа, но и, как минимум, для нового СП Sollers и Fiat в Татарстане. «В Елабуге будет развернуто финальное производство автомобилей в рамках альянса Sollers-Fiat, а производство компонентов будет разнесено по Самарскому и Елабужскому узлу. И то же самое для Renault-АвтоВАЗа будут и те и другие возможности использоваться. Это позволяет на масштабах производства получить более высокую эффективность», – сказал он на вчерашней встрече с премьером. Кроме того правительство надеется, что со временем технологиями, развивающимися в новой ОЭЗ, смогут воспользоваться и другие отрасли промышленности – например, самарские изготовители газотурбинных авиационных двигателей. Правда пока это кажется фантастикой.