Загадочная персидская дипломатия

Евгения Новикова
23 сентября 2010, 19:17

«Шестерка» переговорщиков по Ирану настаивает на скорейшем возобновлении переговоров по иранской ядерной программе и обмену низкообогащенного иранского урана на высокообогащенный. Иран, похоже, готов к положительному ответу на это предложение. Подготовка к встречам сразу в двух форматах ведется на фоне решения президента России запретить продажу Ирану ЗРК С-300 и просочившейся в прессу информации о тайных шагах по сближению Тегерана с Вашингтоном.

Поверить в мирный атом

«Шестерка» международных переговорщиков по иранской ядерной проблеме провела «на полях» сессии Генассамблеи ООН встречу глав МИД с участием Кэтрин Эштон, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике. Они пытались выработать стратегию дальнейших переговоров с Тегераном. Глава МИД РФ Сергей Лавров высказался в пользу как можно более быстрой организации встречи «шестерки» с Ираном и перезапуска переговоров «венской группы» по обмену иранского 3,5-процентного урана на высокообогащенный. По мнению участников встречи, успешная реализация проекта по обмену ядерного топлива необходима для создания позитивной атмосферы, что полезно для диалога по широкому кругу вопросов, касающихся иранской ядерной программы. Согласно сообщениям МИД РФ, «шестерка» подтвердила единство цели – восстановление доверия к мирному характеру ядерной программы Ирана. Международные переговорщики подчеркнули, что Тегеран имеет полное право на мирный атом, но должен соблюдать резолюции СБ ООН и требования МАГАТЭ. С итоговым заявлением выступила Эштон, сообщив о «приверженности поиску скорейшего переговорного решения иранской ядерной проблемы» и «последовательному и активному диалогу между «шестеркой» и Ираном».

Напомним, в октябре 2009 года представители России, США, Франции и МАГАТЭ в Вене, стремясь снизить количество наработанного низкообогащенного урана в ИРИ, предложили ему схему вывоза запасов топлива для дообогащения в третьей стране. В проекте были задействованы Россия, которая готова дообогатить топливо, и Франция, которая из этого 20-процентного урана готова сделать необходимые для тегеранского реактора ТВЭЛы, доставить их в Россию с целью дальнейшей передачи Ирану. Тегеран долго медлил с ответом, и наконец выдвинул контрпредложение, сославшись на недостаточность гарантий, однако венские переговорщики предложения не приняли – их не устраивала идея обмена на территории Ирана. Позже переговоры взяли на себя Турция и Бразилия – Иран пошел на них, опасаясь ужесточения международных санкций. Анкара и Бразилия смогли договориться с Тегераном, однако вскоре состоялся СБ ООН, который ввел новые санкции. Иран ответил на это заявлением о запуске проекта по самостоятельному дообогащению, что естественно не понравилось переговорщикам. Теперь «шестерка» снова зовет Тегеран за стол переговоров.

Однако политический фон сегодня совсем иной. Во-первых, в отношении ИРИ с лета-2010 действуют санкции, поддержанные всеми членами СБ ООН, включая Россию и Китай, которые до нынешних времен блокировали принятие жестких резолюций. Во-вторых, Иран ведет самостоятельную работу по дообогащению. Конечно, овладеть соответствующей технологией быстро не удастся, но Тегеран не постоит за ценой и готов инвестировать в этот проект в приоритетном порядке. Как сообщил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, самостоятельная деятельность ИРИ в сфере дообогащения не может не сказаться «на атмосфере обсуждения вопросов о топливе для Тегеранского исследовательского реактора». Особенно если учитывать, что в прошлом году, когда «венская группа» начала переговоры, у ИРИ было 1,2 тонны низкообогащенного урана, а теперь его уже 2,8 тонн. Опасно медлить с запуском переговоров, поскольку нельзя допустить, чтобы Иран освоил технологии дообогащения самостоятельно – ведь это открывает дорогу к более высокой степени обогащения, в том числе и до 96%, как требуется для создания атомной бомбы. Глава МИД Германии Гвидо Вестервелле напомнил властям ИРИ: «Иранское руководство многократно заявляло, что сначала намерено дождаться окончания Рамадана. Теперь Рамадан прошел. Поэтому мы ждем, когда Иран будет готов к диалогу и сотрудничеству».

С-300 не будет

Третья особенность нынешней политической ситуации вокруг Ирана — жесткий шаг России. Президент Дмитрий Медведев вчера вечером подписал указ «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года», где четко указано, как Москва намерена выполнять санкции.

Первая и наиболее звучная мера — отказ от поставок Ирану ЗРК С-300. Вокруг продажи этих оборонительных, а не наступательных установок дискуссии идут давно. Летом, когда новые санкции были введены, российская сторона подчеркивала, что С-300 не подпадают под запрет, затем эти сообщения были опровергнуты. Госдепартамент, в свою очередь, тоже пояснял, что на продажу С-300 как будто нет запретов. Контракт РФ-ИРИ не нравился Израилю, для переговоров на эту тему в Москву приезжал премьер Нетаньяху.

Вопрос казался подвешенным до вчерашнего вечера. Узнав о решении президента РФ по С-300, министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил, что производство ЗРК С-300 все еще находится на повестке дня. По его словам, Иран запускает производство зенитно-ракетных комплексов, по характеристикам аналогичных российским боевым системам С-300, сообщает Tehran Times. По словам министра, производство ЗРК будет запущено в ближайшем будущем. «С помощью Всевышнего и иранских инженеров мы сможем заявить о самодостаточности в этой сфере», — сказал министр Вахиди. Но такие высокие персоны, как президент или рахбар, пока не отреагировали на шаг России.

Кроме С-300, указ Медведева запрещает транзитное перемещение через территорию РФ — сушей, морем и воздухом — любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, а также запчастей к ним. Запрещен также их вывоз с территории России в ИРИ, их передача Ирану вне пределов РФ под российским флагом. Кроме того, запрещается передача Ирану технологий, связанных с баллистическими ракетами, способными доставлять ядерное оружие, включая пуски с применением баллистической ракетной технологии, или оказание технической помощи в этой сфере. Россия ввела ограничение на въезд в страну ряда высокопоставленных иранских чиновников, чья профессиональная деятельность связана с атомом. Это, в частности, Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче, Мохаммад Эслами, руководитель учебного и научно-исследовательского института оборонной промышленности, Гасем Солеймани, директор программы по добыче урана на урановом руднике «Саганд».

Часть ограничений касается банковской деятельности: не разрешено открывать в РФ новые отделения, филиалы или представительства банков Ирана, открывать СП с банками Ирана, если у РФ есть данные об участии этих кредитных организаций в ядерной программе ИРИ. «Мы ничего от себя не добавили к этому перечню (резолюции СБ ООН — «Эксперт Online»), — заявил Сергей Рябков. — По этим категориям у нас не будет возможности развивать сотрудничество с Ираном. Однако есть другие направления».

Вашингтон приветствовал решение России, заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Майк Хаммер.

Отметим еще одну, четвертую, особенность нынешнего политического сезона. Иран и США предпринимают шаги по установлению неформальных прямых дипломатических контактов. Об этом стало известно израильской Haaret’z. По данным издания, в штаб-квартире ООН прошла тайная встреча дипломатов двух стран — впервые после 30-летнего перерыва. Сюда можно добавить еще доклад Обамы, посвященный внешней политике США: по данным из окружения президента, он предложит переговоры Ирану.

Как признался Ахмадинежад в эфире CNN, его готовность к встрече с Обамой «зависит от обстоятельств». «Мы объявили, что готовы провести свободный диалог с ним на сессии Генеральной ассамблеи ООН. Я думаю, он (Обама) будет рад, сидя перед представителями других государств и СМИ, обсудить наши точки зрения... Полагаю, что встреча будет позитивной, и все смогут услышать, что мы хотим сказать, помочь решить многие проблемы», — уточнил он.

Новые тенденции в отношениях США-ИРИ обсуждает сегодня мировая пресса.

Мотивированный шаг

Почему Медведев подписал указ о реализации требований резолюции СБ ООН именно сейчас, когда в Нью-Йорке проходит сессия Генассамблеи ООН, где находятся все мировые лидеры, да еще и накануне выступлений президента США Барака Обамы и президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, назначенных на сегодня? Во внешнеполитических шагах спонтанных действий не бывает. Виктор Надеин-Раевский, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, уверен, что необходимо учитывать глобальный контекст, в котором происходят нынешние события: улучшение отношений РФ-НАТО, РФ-США, стремление к созданию благоприятной атмосферы для ратификации договора по СНВ.

Кроме того, заявил он «Эксперту Online», есть еще две, не менее важных причины. «То время, которое было дано Ирану на переосмысление своей позиции и на то, чтобы сделать шаги в сторону переговоров, прошло. Шаги сделаны не были. Позиции, которой можно было бы доверять, руководство этой страны не проявило», — пояснил Надеин-Раевский.

Напомним, в конце августа нынешнего года Тегеран представил миру первый беспилотный самолет собственного производства «Каррар», который может нести четыре крылатые ракеты и две бомбы. Затем было объявлено о запуске производственных линий ракетных катеров «Серак» (это быстроходный патрульный корабль) и «Зульфикар», способный нести крылатые ракеты.

Вторая причина нового шага Москвы, по мнению Надеина-Раевского, в изменении позиции руководства Ирана в отношении нашей страны после введения санкций: «Президент Ахмадинежад обвинил Россию в сговоре и позволил даже оскорбительные заявления, в том числе в адрес президента Медведева».

В самом деле, летом нынешнего года Медведев заявил на встрече с послами иностранных держав в Москве, что Иран постепенно овладевает потенциалом, который может быть использован для создания ядерного оружия. Ахмадинежад в ответ на это заявил: «Мы сожалеем, что Медведев стал рупором врагов Ирана». Согласно иранскому агентству Press TV, президент ИРИ добавил: «Россия — великая страна, дружественная Ирану, и хотелось бы сделать эту дружбу более прочной. Однако заявления Медведева идут только на пользу американской пропаганде». Российский МИД тогда выразил удивление подобного рода оценкой.

Последствия российских санкций

Сегодня аналитики обсуждают перспективы дальнейшего развития отношений с Тегераном. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, «отказ от поставок С-300 — это очень плохо для российско-иранских отношений, для нашей репутации, но надо идти дальше. Это, конечно, плохо, но, с другой стороны, хорошо, что внесена ясность». Дальнейшие отношения РФ-ИРИ будут зависеть от ответа Ирана. Официальный Тегеран может отреагировать «адекватно», поняв, что это продиктовано санкциями, а может начать «обижаться».

Виктор Надеин-Раевский полагает, что по Ирану пройдут массовые антироссийские демонстрации, подобные тем, что прошли после введения санкций, но экономическая сфера двусторонних отношений не пострадает. «В рамках газовой ОПЕК не следует ожидать санкций со стороны ИРИ в отношении России — это для них очень важный источник поступления средств», — полагает эксперт. По его словам, указ президента России показывает изменения подхода Москвы к ядерной проблеме, которую создал Иран, «но наши шаги не способны изменить поведение этой страны».